Речевое упражнение для детей 2 3 лет. Игры, задания и упражнения для развития речи. Ч.1. Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

10 07.2016

Мы продолжаем тему детской болтовни, и сегодня поговорим о том, какие игры для развития речи детей 2 лет мы можем использовать у себя дома. Вы наверняка не раз слышали на прогулке или в общественном транспорте, как чужой малыш всю дорогу щебечет с мамой о том, о сем и обо всем.

И как же хочется, придя домой, услышать от любимого чада не только «Привет!», а и что-то вроде «А мы сегодня выучили стишок про мишку. Хочешь, расскажу?»

Чтобы воплотить в жизнь реальные мечты каждого родителя, мы начнем разговор с направлений речевого развития 2 летнего ребенка, чтобы знать, с чего начать, на что обратить внимание, какие игры выбрать.

Возраст активного познания

После 2 лет у детей начинается возраст интенсивного развития речевых функций, они начинают с успехом пользоваться речью полноценно, заменяя жесты и упрощенные слова. Общие положения по теме как развивать речь ребенка в 2 года родители могут найти на странице нашего блога, посвященной этапу формирования малыша до 3 лет.

  • 1. Знаний об окружающем мире у маленького человека уже достаточно много, чтобы он мог активно вести беседу на тему, скажем, сегодняшней погоды. Это так называемый пассивный словарь малыша. На нем основано понимание речи окружающих.

N.B. А вы практикуете в своей семье беседы с малышом на свободные темы? О чем вы ему рассказываете? Какие темы вы любите больше других?

  • 2. Слова, которые вы употребляете в своей семье для общения друг с другом, составят активный словарь вашего ребенка. К нему относятся слова приветствия и прощания, ежедневные словесные описания дел и обязанностей (почистить зубы, умыться, приготовить обед, накрыть на стол и пр.)
  • 3. Употребляя правильно окончания и предлоги, родители учат кроху выражаться грамотно, тем самым тренируя грамматику его языка.

  • 6. Наша любимая мелкая моторика, которая выступает катализатором речевого процесса, также продолжает свое формирование. Родителям нужно обратить особое внимание на игры, посвященные стимуляции речи через мелкие мышцы рук, потому что подобные упражнения дают высокие результаты. В педагогике и психологии выступают взаимосвязанными процессами в общем формировании детской личности.
  • 7. Для того, чтобы научить ребенка разговаривать, его артикуляционный аппарат должен быть достаточно развит, чтобы совершенствовать уже произносимые звуки и обеспечить положительный эффект при изучении новых. Органы артикуляции проходят сложный процесс формирования и созревания, им необходима помощь и поддержка, которую тоже должны обеспечить родители.

В помощь родителям разработаны специальные упражнения для тренировки каждой из сфер речевого развития. Мы попробуем выделить 10 игровых направлений, которые помогут разнообразить игровой день ребенка и научить его говорить правильно и свободно.

N.B. Разговаривать с крохой необходимо с первых дней его жизни и обо всем. Тем самым вы будете давать малышу установку на важность и полноценность его присутствия в жизни семьи, тогда ребенок не будет чувствовать себя отделенным и обделенным. Для его полноценного развития важно ощущать себя неотъемлемой частью общества родных людей.

Позиции под грифом ТОП

Все игры, представленные сегодня в нашем перечне, любой родитель может создать своими руками. Это, как показывает практика, самые ценные и интересные варианты, тем более что разнообразить и заменить их подобными ничего не стоит. Пожалуй, начнем.

  • 1. Развитие пассивного словаря. Мы поставили эти упражнения на первую позицию не случайно.
    Развитие речи у ребенка начинается с момента рождения. Он с первых дней накапливает пассивный запас слов, которые он слышит круглосуточно, находясь в условиях развития своей семьи. К играм для этой цели можно отнести те, в которых взрослый рассказывает истории с вопросом в конце или представляет ребенку вопросы-загадки.

Ответы ребенка прячутся в выложенных перед ним предметах или картинках, ему нужно только выбрать. Например, «Что лишнее?» , когда нужно выбрать из 4 предметов один, «Только синий» , где из нескольких кубиков или колечек малыш должен выбрать только синие (красные, большие, круглые и т.п.)

  • 2. Пополнение активного словарного запаса.

Здесь вы можете попросить малыша повторять за вами рифмованные строчки или заканчивать вашу фразу. Например,

А) Птичка крыльями помашет, нам споет и снами спляшет.
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.

Б) Носит красный сюртучок этот кругленький жучок.
В ровненькие строчки черненькие точки
По траве ползет он ловко. Это …(божия коровка)

В этом же разделе можете использовать игры на активное говорение. Например, вы позвонили ребенку по телефону от имени мишки или зайца, поговорите с ним о погоде, о том, чем он любит заниматься или что у него было на обед.

  • 3. Режимные моменты.

Эти игры тоже направлены на увеличение слов ежедневной лексики, с которыми малыш сталкивается каждый день. Можно составить распорядок дня по пунктам и вместе напоминать друг другу, что за чем идет. Например,

 7:30 – подъем,
 7:35 – умыть лицо, почистить зубы,
 7:45 – убрать постель и т.д.

А можно один режимный момент разбить на пункты и следовать им, вместе проговаривая следующий шаг.

Предположим, та же чистка зубов:

 Взять щетку из стакана
 Открыть кран с водой
 Смочить щетку
 Взять тюбик с пастой
 Открыть крышку
 Нанести пасту на щетку и т.д.

  • 4. Грамотно включать в речь предлоги и окончания. Дети привыкают, если слышат правильную речь в своем окружении.

Для этого родители могут сами составить список предлогов, с которыми нужно поработать. Для начала подойдут простые игры.

Можно взять платок, им накрыть игрушку и спросить у малыша: «Кто спрятался под платком?». Спрятать игрушку в шкаф, вопрос с предлогом «В» определен.

Основные понятия местоположения предметов легко помещаются в короткие строчки стихотворений. К примеру,

Мы ПОД стол катили мячик,

А НА стуле кукла плачет

В холодильнике мороз

ЗА окном цветочек рос.

********************

Вот у Кати кукла Рая

Она красивАЯ, смешнАЯ.

А Денис принес домой

Новый пароход большОЙ.

Придумывая рифмованные стишки или игры с предлогами и окончаниями слов, вы будете развивать также мышление и внимание вашего крохи.

  • 5. Организация игр на развитие фонематического слуха основана на подборке стихов с похожими по звучанию словами.

Можно почитать малышу произведение Б. Заходера «Кит и кот» , а можно подобрать картинки к словам, которые рифмуются, но имеют разное значение: пила-юла, муха-брюхо, цветок-листок, мишка-мышка, батон-бутон, суп-зуб.

N.B. Вместо аудио можно взять маски зверей и устроить дома зоопарк для зайки или куклы. А еще дети любят, когда герои игр просят у них помощи. Пусть малыш поможет зайке найти дорогу домой, а для этого нужно угадать, кому принадлежат голоса.

  • 6. Дыхательных упражнений , таких интересных и полезных, существует великое множество.

В любой семье знают, что такое мыльные пузыри. И детям выдувать из соломинки эти разноцветные шарики очень нравится. Но прежде чем дать малышу дуть в соломинку, убедитесь, что он не напьется мыльного раствора.

Перед этим потренируйтесь на стакане с соком или водой. Побулькайте в чашку и в себя, пусть малыш усвоит понятия вдохнуть и выдохнуть. Упражнение на вдох – пылесос, упражнение на выдох – ветерок.

Используйте любую возможность подышать с ребенком, купите ему вертушку, пусть он посмотрит, как она вертится на улице, когда на нее дует ветер. Дома можете закрепить этот навык сами.

Надувайте воздушные шарики или надувные игрушки, сложите самолет или кораблик из бумаги и пустите его в плаванье по ванне с водой. Или устройте соревнования, чей кораблик быстрее доплывет до края ванны, и чей самолет полетит дальше, если в него дунуть.

  • 7. Мелкие мышцы рук – незаменимые помощники в борьбе за развитие речи ребенка.

После 2 лет малыш уже знает, что кусочки пазлов или элементы мозаики нужны для того, чтобы сложить красивую картинку, из теста или пластилина можно лепить все, что хочешь. А можно просто скатывать мячики или колбаски.

Пусть упражняется.

Готовые картинки и поделки можно поместить на листы картона и украсить ими комнату или сделать специальный съемный стенд или целый альбом. Это игры с готовыми материалами, которые вы можете купить в любом магазине детских товаров.

  • 8. Самостоятельно изготовить пособие или игру для занятий в домашних условиях совсем не сложно.

В каждом доме найдутся бусинки или пуговицы разного размера. Дайте их ребенку (конечно, все должно происходить под вашим руководством), найдите нитку и покажите, как можно из этого многообразия создать украшение для куклы, бусы или гирлянду.

Подойдут также крупные и мелкие макаронные изделия с отверстием внутри.

Если надоело нанизывать на нитку пуговицы, сделайте шнуровку и учитесь завязывать узелки и бантики из шнурков.

Игры с использованием мелких рецепторов пальчиков благотворно сказываются не только на развитии речевых зон головного мозга, но на общем самочувствии ребенка. Это своеобразный массаж, вреда от которого точно не будет.

  • 9. Развитие и тренировка артикуляционного аппарата – первый шаг к овладению речью без помощи специалистов из логопедического кабинета.

Пропойте вместе с малышом гласные звуки. – Как гудит паровоз? – Уууу! – А как кричат на футболе? – Гооол! – Куда плывут облака? – Тудааа! Далекооо!

Можете попробовать петь и согласные. – Как жужжит жук? – Жжж! – Как шумит ветер? – Шшш! – Как думает папа? – Ммм!

  • 10. Проводите перед зеркалом и друг перед другом артикуляционную гимнастику.

Потренируйтесь в проявлении различных эмоций, улыбайтесь, показывая зубы, а потом одними губами. Высуньте язычок и подышите часто, как собачка, а теперь облизывайтесь, как кошка, когда съест сметану.

Как видите, это совсем не сложно – организовать игровую программу для развития речи собственного чада у себя дома. Я уверена, что многие из вас легко найдут нужные подходы к своим деткам, придумывая игры и занимательные упражнения.

Материалы для игр вы отыщите у себя дома, стоит только внимательно оглянуться по сторонам. Подойдет все, что вас окружает.

Наша подборка книг

Секрет развития речи прост: нужно побольше играть и разговаривать с маленьким молчуном. Ведь он хочет общаться: издает какие-то звуки, жестикулирует, показывает на предметы. Не упускайте эти ценные . Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, замыкаться в себе.

С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, во что он хочет поиграть, дайте ему мишку или машинку.

Правила игры

До трех лет ребенок познает мир, подражая взрослым. Дети - ученые-исследователи. Они ко всему относятся с интересом. Но только взрослый может показать, что ложкой едят суп, а карандашом рисуют. И сделать это играючи.

Включайте в игры знакомые предметы и ситуации. Вы гуляли и малыш заинтересовался машинами? Поиграйте дома с игрушечными машинками, а заодно и поболтайте о грузовиках, автобусах, о том, какие звуки они издают.

Не давайте слишком сложные задания. Поступая так, вы заведомо ставите кроху в ситуацию неуспеха. Если у ребенка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игре или занятию, и в следующий раз может отказаться выполнять задание.

Не играйте в одну игру слишком долго. Каждое игровое занятие должно длиться от 5 до 20 минут. Сверните игру, если видите, что карапуз устал, либо расширьте ее, если есть настроение. Лучше поиграть в несколько разных игр.

Структурируйте занятия. Каждая игра внутри занятия имеет начало, продолжение и конец. К примеру, «Больница». Мишка простудился. Что у него болит? Горло? Измеряем температуру, даем микстуру, ставим горчичники. Ура, наш больной выздоровел!

Используйте новые знания на практике. Дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились. по-новому. Играли в чаепитие? Игрушечную посуду (и свою тоже) надо помыть!

Чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «В следующий раз обязательно получится».

Контакт во время игры

Играть с малышом, который еще не говорит, непросто. Придется иногда озвучивать и реплики ребенка - простыми фразами и четко. Начните с эмоциональных игр. Они помогут достичь близости и понимания, без которых любое обучение будет скучным и неэффективным.

■ Хлопаем в ладоши
Похлопайте в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» И предложите малышу . Если он не повторяет действия, а только смотрит, можно взять его ладошки в свои и похлопать ими.

■ Задаем наводящие вопросы
Как понять, чего хочет ребенок? Вначале можно задавать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Крохе достаточно кивнуть или покачать головой в ответ. В дальнейшем стремитесь к тому, чтобы маленький партизан был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. «Давай нарисуем полянку с цветами. Вот травка. Теперь ты нарисуй травку. У тебя травка будет какого цвета? А что еще растет на полянке? Да, цветочки. Давай цветочки нарисуем. Они будут большие или маленькие? А солнышко нарисуем? Покажи, где? Тут, наверху. Какое солнышко? Правильно, круглое, желтое».

■ Слушаем и повторяем
Чтобы ребенок научился правильно говорить, он должен хорошо различать на слух звуки, а затем стараться их повторить. Для начала это будут короткие слова, а потом - короткие и длинные фразы.

В «Угадайку». Вам понадобятся пластмассовые или плюшевые игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие фигурки животных. За дверью (или за ширмой, в коробке) раздается: «МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-У-У» или «КВА-КВА». Пусть малыш отгадает, кто из животных пришел к нему в гости, и попробует назвать его. Кроха угадал? Достаньте и покажите игрушку. Если она похвалит ребенка за сообразительность, ему будет вдвойне приятно.

Для развития моторики и речи очень полезно завязывать шнурки и застегивать пуговицы

Дыхательные упражнения для развития речи

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!

■ Сдуваем пылинки
Прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу или елочное украшение «дождик». Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите сделать это ребенку. Скажите: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок, зашелестели на дереве листочки! Вот так!» Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков или перышки со стола, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

■ Поем песенки
. Сначала просто пропевайте с малышом гласные звуки. Предложите спеть песенку. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха. Песня должна получиться длинная. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Сначала пропевайте звуки «А», «У», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Как вздыхает зайчонок, когда у него лапка болит? «О-О-О!» Самолет в небе выводит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» Пусть малыш повторяет.

■ Сдуваем шарики
Изобразите большие надувные шары - разведите руки в стороны. Вдруг в шариках образовались маленькие дырочки, и они стали сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сводим руки перед собой. Сдулся шарик! Обнимаем себя за плечи.

■ Шипим как змейки
Представьте себя змейками, которые греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш!» Во время произнесения звука добирать воздух нельзя. Надоело играть в змеек? Поиграйте в насос (звук «С-С-С»), машину («БИ-БИ«) или поезд («ТУ-ТУ»).

Общаемся с ребенком в игровой форме

Но самое лучшее правило для развития речи - с малышом необходимо постоянно говорить. Это формирует его пассивный словарный запас и, конечно, развивает. Ведь перед ним целый мир загадок и непознанных вещей. Давайте приоткроем завесу тайны нашему исследователю. Расскажем, что такое кран или мыло, зачем нам нужна одежда, почему мы берем на прогулку зонтик. Неважно, что мы делаем, главное - постоянно комментировать свои действия.

■ Моем чашку
- Идем мыть чашку. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где губка? Вот она. Бери губку. Давай я тебе помогу. Помоем чашку хорошенько. Подставляй ее под водичку - вот так. Закрывай кран. Смотри, какая чистая чашка у нас! Теперь давай стряхнем воду с рук. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай ручки. Молодец! Смотри, руки теперь сухие.

■ Гуляем вместе
- Посмотри, какая сегодня отличная погода! Небо ясное, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Да. Пойдем дальше. Какой большой сугроб! Какого он цвета? Белого. Совсем как сахар, соль или мука.

■ Возвращаемся с прогулки домой
- Сейчас нам нужно раздеться. Давай снимем курточку. Найди, где у нее молния. Вот она. Давай ее расстегнем. Теперь снимем ботиночки. Вытаскиваем сначала одну ногу, потом другую.

■ Рассматриваем фотографии
- Хочешь, достанем семейный альбом и посмотрим фотографии? Видишь, здесь вся наша семья. Покажи маму, папу, бабушку, дедушку. А это мы на даче. Помнишь, какие там были красивые цветы? А как к нам приезжали друзья и мы вместе ходили на речку?

■ Укладываемся спать
- Давай переоденемся и умоемся. Моем щечки, носик. Где у тебя щечки? А где мамин нос? Правильно!

Занимаясь с крохой рисованием или английским, родители порой забывают просто разговаривать. Обо всем на свете

Развиваем моторику рук

Ускоряют процесс речевого и умственного развития детей и пальчиковые игры. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Тренируем пальчики!

■ Массируем руки
Поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности рук до локтя по направлению «от периферии к центру». Повторите движение 6–8 раз.
Сгибайте и разгибайте все пальцы на руке ребенка одновременно (за исключением большого пальца).

«Мотайте клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка. Несколько раз по каждой ладони.

Нажимайте большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию). Все пальцы массируйте по очереди. Приговаривайте: «Раз шажок, два шажок, вот мы и пришли, дружок».

Отводите большой палец ребенка вперед-назад, в сторону, по кругу.

■ Играем в снежки
Для развития силы рук и ловкости в снежки. Снег растаял или не лепится? Сомните в комки ненужные листы бумаги!

■ Прячем предметы в ладошке
Покажите, как можно спрятать маленький шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть. Дайте крохе такой же шарик - теперь его очередь фокусничать. А как спрятать предмет побольше, который не помещается в одной руке? Проявите смекалку! Да, можно накрыть предмет другой ладонью.

■ Лепим картины из пластилина
Вдавливайте различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, фасоль, горох, семечки. Так отлично развивается навык хватания двумя пальцами.

У ребенка появились первые попытки высказаться? Прекрасно! Поощряйте его, хвалите за «разговорчивость», но не форсируйте события. Для начала достаточно каких-то слогов. Потом вводите в речь короткие простые слова и короткие фразы. Малыш уже может сказать: «Дай ложку», «Хочу к маме»? Только после этого можно переходить к самым простым детским стишкам. Учить первые стихотворные строки нужно путем договаривания слов и фраз. Это - самый эффективный прием.

■ Дом большой и дом маленький
в мишку и зайку. Взрослый говорит стишок и показывает движения, а малыш повторяет.

У медведя дом большой! ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, поднимайте руки вверх.)

А у зайки маленький. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тонким голосом, приседая на корточки.)

Мишка наш пошел домой. ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, идите вразвалку.)

Да и крошка заинька. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тоненько, прижав ладошки к груди, прыгайте.)

Чуть позже усложните игру, задавайте малышу разные вопросы, например:

«Какой у мишки дом?»

■ Наши ноги идут по дороге
Рассказывайте простой стишок, а малыш пусть повторяет за вами движения и слова.

Большие ноги идут по дороге. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите низким голосом, высоко поднимайте ноги, делайте широкие шаги.)

Маленькие ножки бегут по дорожке. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите тонким голосом, бегите мелкими шажками.)

Старайтесь, чтобы ребенок выполнял движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения повторяя и слова. Это точно ему по силам!

■ Кошка Мурочка
Предложите поиграть в кошечек.

Кошечка Мурка, серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Очень мягкие, пушистые (положите руки на стол, сожмите в кулачки). А в лапках… острые коготки. Пусть кроха выпрямит напряженные полусогнутые пальцы, в шутку поцарапает стол или диван.

А как кошка просит молочка? Конечно, жалобно мяукает! Подзовем нашу Мурочку и накормим. А когда она поест, что будет делать? Петь песенки и мурлыкать.
Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляет, деток собирает. МУР-МУР-МУР.

Помяукайте и помурлыкайте вместе с малышом.

Для наглядности все достижения малыша записывайте в дневник. К 2,5 годам даже самые упорные молчуны начинают говорить. В норме в активном словаре к этому возрасту более 20 слов. Кроха должен знать названия окружающих предметов, частей тела. Он может показать, где лежит его любимая книжка, попросить пить. Если этого не происходит, проверьте слух малыша, обратитесь к неврологу и логопеду.

Фото: Picture Press/East News; Legion-Media; vetkit/Fotolia.com

В этой статье:

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками.

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная . Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Полезное видео о том, как развивать речь ребенка 2-3 лет