Воспитание детей-погодок: возможные трудности и явные преимущества. Воспитание детей погодок

Для родителей два периода пеленок и ночных кормлений объединяются в один, они не успевают расслабиться и отвыкнуть от этого образа жизни. И для мамы, планирующей после возвращения на работу вплотную заняться карьерой, объединение двух декретных отпусков в один тоже очень удобно. Кроме того, детям с маленькой разницей в возрасте легче расти вместе. Ведь они будут иметь общие интересы, играть в одни и те же игры.

Однако воспитание погодок – дело нелегкое, и подходить к нему надо очень ответственно. Поэтому, если Вы решили так скоро вновь испытать радость первой встречи с малышом, необходимо заранее подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть не только после рождения второго ребенка, но и во время новой беременности.

Итак, Ваш малыш уже вырос из пеленок, начинает ползать, а потом и ходить. Он становится более самостоятельным, у него установился определенный режим жизни. А у Вас становится меньше домашних хлопот, связанных с беспомощным маленьким комочком. Освободившиеся силы и время вполне можно посвятить новому малышу. К чему же готовиться во время ожидания второго ребенка?

Вторая беременность

Большинство врачей считают, что новая беременность вскоре после родов слишком тяжела для женского организма. Но если Вы знаете, что готовы физически и морально к такому испытанию, значит, Вы его выдержите. К тому же, если беременность произошла, скорее всего, Ваш организм с Вами солидарен. И все же Вы должны быть готовы к возможным осложнения во время второй беременности. Может понадобиться госпитализация в стационар, поэтому на всякий случай необходимо заранее решить, с кем можно будет оставить старшего ребенка. Да и частые визиты к гинекологу могут потребовать помощи нянек.

Если Вы все еще кормите ребенка грудью, скорее всего врач порекомендует Вам отказаться от этого. Ведь новому малышу для правильного развития и роста понадобятся все питательные вещества, которые может дать Ваш организм. А во время грудного вскармливания большая их часть попадает в молоко.

Режим дня

Когда вторая беременность с успехом завершится, и Вы принесете из роддома нового малыша, Ваша привычная жизнь с налаженным режимом изменится. Чтобы не чувствовать себя измотанной и успевать уделять внимание обоим детям, следует как можно раньше наладить общий режим. Чтобы дети ели, спали и гуляли в одно и то же время. Конечно, если Вам кто-то помогает, возможно, удобнее будут другие варианты. Например, можно отправить помощников гулять со старшим, пока младший спит, а Вы занимаетесь домашними делами.

Первенець

Старшего ребенка необходимо заранее подготовить к переменам. Лучше отучить его от пустышек еще до рождения младшего, иначе он, скорее всего, будет отбирать их у малыша. Бутылочки тоже стоит заменить чашками или поильниками. Если ребенок привык спать с Вами, приучить его к отдельной кроватке нужно за несколько месяцев до появления новорожденного , чтобы он не чувствовал, что его хотят заменить.

Детский сад

Некоторые семьи после рождения второго ребенка отдают старшего в детский сад. Несомненным плюсом такого варианта является то, что у мамы появляется больше времени на уход за новорожденным. Однако необходимо учитывать период адаптации к детскому саду с возможными простудами, которые ребенок может принести в семью. Кроме того, если первенец младше двух лет, отдавать его в детский сад слишком рано. В этом возрасте он все еще сильно зависит от мамы и требует очень много внимания. Если Вам все-таки необходима помощь, можно найти няню. Этот вариант более дорогостоящий, но перечисленные минусы в нем отсутствуют.

Родительское внимание

Когда в доме двое маленьких детей, каждый из которых требует пристального внимания, родителям порой бывает очень нелегко. Ведь, несмотря на то, что старший ребенок кажется таким взрослым и самостоятельным, ему все еще нужно постоянное общение. Поэтому, постарайтесь уделять ему время, даже когда занимаетесь младшим. Например, почитайте книжку, пока кормите малыша грудью.

Два ребенка, две грушки

Поскольку разница в возрасте небольшая, интересы у детей будут одинаковые. И любая новая игрушка может вызвать ссору при попытке ее поделить. Поэтому, имеет смысл покупать две одинаковые игрушки, если не получается научить старшего уступать. Кроме того, можно выбирать игрушки, состоящие из нескольких частей, чтобы дети могли играть вместе.

Общение детей и их развитие

Дети-погодки очень часто бывают близкими друзьями. Они вместе играют, ходят в один детский сад и почти одновременно идут в школу. Это облегчает им адаптацию в новой среде. Чтобы дети быстро подружились и полюбили друг друга, не нужно препятствовать их общению. Очень часто родители делают это из страха, что старший может неловким движением навредить малышу. Но под присмотром взрослых такое общение будет безопасным и очень полезным для обоих детей. А если старший ребенок будет помогать Вам заботится о младшем, подавать бутылочку, качать коляску или кроватку, привязанность появится намного раньше.

Конечно, первый год после рождения второго ребенка будет нелегким периодом. В это время процессы развития у детей будут очень разными. Старший начинает активно познавать мир, каждый день открывая для себя что-то новое. А младший пока не может составить ему в этом компанию. Кроме того, первенец еще помнит, что ему еще совсем недавно безраздельно принадлежало все Ваше внимание. И появление нового ребенка на руках у мамы вызывает ревность и обиду. Но со временем эти проблемы разрешатся сами собой. Старший ребенок забывает, что когда-то был единственным. Ему становится интересно играть с подросшим малышом, учить его ходить, говорить, играть одними игрушками. И младший очень быстро всему учится.

Нельзя забывать о том, что старшему для успешного развития необходимы дополнительные занятия. Можно заниматься с обоими детьми одновременно. Это будет интереснее и для Вас, и для малышей. К тому же, присутствуя на таких занятиях, младший тоже может усвоить что-то новое для себя. В семьях, в которых растет несколько детей, довольно часто бывает, что, когда старшего чему-то учат, младший, наблюдая за этим процессом, учится сам. Кроме того, подражая старшему, малыш будет усваивать новое быстрее, чем при обучении родителями.

Когда погодки подрастают, маленькая разница в возрасте, из-за которой возникло столько проблем в первое время, становится очень удобной и для детей, и для родителей. Дети будут иметь общие интересы и занятия. Старший забудет то время, когда он был единственным ребенком, и будет помнить, как он рос вместе с младшим, поэтому ревности и соперничества между детьми будет меньше. Они будут расти менее эгоистичными, привыкнут всем делиться и заботиться друг о друге. Им будет легче делить одну комнату. Денежные затраты на вещи для второго ребенка будут минимальными, ведь после старшего они еще не успеют выйти из моды. Погодок можно отдать в школу одновременно. Они могут учиться в одном классе, вместе расти и взрослеть. В переходном возрасте им будет легче вдвоем справляться с возникающими возрастными проблемами. Они будут доверять друг другу свои секреты.

Конечно, -погодок нелегко, а первые пару лет кажется, что это физически невозможно. Но когда они подрастут, все вложенные усилия вернутся к Вам вдвойне, объятием четырех маленьких ручек и смехом двух звонких детских голосов.

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.

Краеугольный камень, с которого начинается совместное воспитание погодок – это тот момент, когда младший ребенок начинает самостоятельно ходить. Если до этого момента все игры для погодков ограничивались манипуляциями старшего с младшим, то с этого момента можно начинать подключать детей к совместным занятиям и учить их играть друг с другом.

Простые и интересные, игры для двоих маленьких детей способны довольно эффективно подтолкнуть развитие обоих малышей. Ведь двое детей изначально растут в конкурентной среде, что служит трамплином для амбиций старшего ребенка и мотивационным фактором для развития второго малыша. Именно поэтому стоит обратить на творчество и игры для двоих детей ваше пристальное внимание.

Игры для погодков – как организовать игровой процесс

Воспитание погодок довольно специфичный процесс, и один из его нюансов – совместные игры. Как бы ни складывались отношения у ваших малышей, стоит всегда помнить о том, что дети – погодки являются идеальной игровой парой. Как только младший из ребятишек начинает передвигаться хотя бы на четвереньках, у ваших погодок сразу же появляются увлекательные занятия – они могут ползать друг за другом или вместе рассматривать картинки и игрушки. Какие-то развлечения дети будут придумывать сами, а какие-то идеи могут предложить детям родители. Пройдет буквально три-четыре месяца, и вы можете предлагать им и другие игры для двоих детей дома и на улице. Но для успешной игры ваших малышей стоит знать некоторые факты.

  • Малыши вне зависимости от разницы в возрасте, а уж тем более погодки, великолепно находят общий язык и замечательно играют вместе. Один из детей сидит – другой лежит, один ползет - а другой убегает от первого.
  • У погодков довольно много общих интересов, это способствует их сближению, особенно если родители помогают детям найти точки соприкосновения. У малышей много общего – интересы, игрушки, родители, это ваш шанс привить детям любовь и интерес друг к другу.
  • Младшие дети всегда тянутся за первенцем, стараясь во всем ему подражать, и в результате быстрее развиваются.
  • Не стоит оттаскивать детей друг от друга, предлагая им заняться каждому своим делом по разным углам. Не стоит указывать на то, что эти игрушки принадлежат старшему, или ругать первенца за то, что он влезает в игры малыша. Пусть дети привыкают играть вместе и проводить в играх друг с другом как можно большее количество времени – это будет и им на пользу, и вам руки развяжет.
  • Если как раз к моменту рождения второго ребенка первенец стал активно осваивать окружающее пространство – сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите все лишнее с полок, прикрутите шкафы и комоды к стенам, поставьте всевозможную защиту от детей на окна, розетки, двери и углы. Так вам намного проще будет заниматься младенцем, не боясь отвлечься хоть на минуту от старшенького ребенка.
  • Если вы не можете определиться в том, каким образом организовать занятия с каждым из детей, то сделайте проще: занимайтесь все вместе. Информация для малыша – повторение пройденного материала для старшего, а новые знания для первенца будут на лету подхвачены младшим ребенком.
  • Погодки весьма склонны к соперничеству, особенно однополые. Старайтесь все игры строить на основе сотрудничества, когда малышам нужно вместе придти к какой-то цели. А вот в играх соревновательного характера следует делать акценты не на победе, а на самом процессе игры.
  • Не забывайте, что у каждого из детей есть свой характер, темперамент и свои увлечения. Каково бы ни было искушение поместить их на одни и те же развивающие занятия, стоит прислушиваться к мнению и желаниям каждого из детей. Посещая разноплановые занятия и развиваясь в разных сферах, дети не будут перетягивать внимание родителей на себя, радуясь достижениям как своим, так и брата или сестры.

Даже если периодически у детей возникают споры, драки и конфликты, тем не менее, представить свою жизнь без другого не может ни один из детей, ведь не каждому малышу так везет - круглосуточно иметь товарища для игр. Ваши погодки имеют почти одинаковый возраст, часто – схожие интересы и увлечения. Занятия, которым малыши могут предаваться без участия родителей, вы можете увидеть в статье «Самостоятельные игры или 40 способов как развлечь детей» , однако и в этой статье мы предложим как самостоятельные игры для погодок, так и совместные игры - мама с двумя детьми, или даже игры для всей семьи вместе с папой.

Развивающие игры для двоих детей

Все родители хотят дать своим детям как можно больше всего, что им может понадобиться в жизни. Касается это и раннего развития, ведь именно до семи лет когнитивная функция ребенка наиболее высока. Именно поэтому следует отметить некоторые развивающие игры для двоих детей, которые наверняка понравятся вашим погодкам.

Мозаика – творим картины из мелких деталей

Более усидчивые, девочки погодки охотно складывают из маленьких частиц интересные картины, но и мальчишкам это тоже придется по душе. По мере роста детей элементы мозаики должны уменьшаться в размере, что необходимо для развития у детей мелкой моторики и ловкости.

При этом мозаики много, и ее вполне хватает для того, чтобы увлечь обоих детей на некоторое время. А совместными усилиями они вполне могут сотворить настоящие шедевры!

Развиваем у детей логику и тактильную чувствительность

Чаще всего мальчики погодки любят копаться в мелких деталях, но и девочки от них ничуть не отстают. Поэтому дети, склонные к усидчивости, с радостью будут разбирать кучу перемешанных шурупов, фасоли, бусин и макарон, раскладывая их по разным баночкам, перемешивая руками и раскидывая по комнате. Можно раскладывать предметы в емкости не только по их типу, но и ориентируясь на их цвет, форму, и съедобные они или нет.

Однако такую игру необходимо проводить под контролем взрослых, иначе фасолина может оказаться в носу, а шуруп – в желудке. Во избежание, так можно играть съедобными предметами, например цукатами и орехами.

Пазлы – море пользы и интереса

Пазлы – неоценимые помощники в развитии ваших детей, они не только нравятся всем малышам, но и способствуют развитию логики, мелкой моторики, наблюдательности.

Современные производители предлагают разные пазлы для каждого возраста. Старшему ребенку уже можно давать пазлы, состоящие из 9-16 частей, а малышу можно предложить мягкие поролоновые пазлы, разбитые на кусочки количеством от 2 до 5. Однако младшего ребенка маме следует увлечь игрой и контролировать, иначе при недосмотре может пострадать произведение первенца, пазлы которого будут раскиданы, облизаны или порваны.

Чтение – взгляд в волшебный мир сказок

Ничто не будет так развивать воображение и словарный запас ваших детей, чем чтение художественных произведений. Совместное чтение книг будет интересно обоим малышам, тем более сходного возраста. У погодок редко возникает противоречие в рекомендуемой литературе, когда одному еще нужно читать теремок, а второму – про пиратов и фей. Чаще всего погодки охотно слушают общие для их возраста произведения.

Не стоит забывать и о том, что мы живем в 21 веке. Аудиосказки, книжки с говорящими кнопками, игрушки, которые рассказывают сказки и поют песенки, детям тоже очень нравятся.

Это далеко не все развивающие игры, которые можно предложить сразу обоим малышам, любую игру можно адаптировать таким образом, чтобы она была доступна и старшему и младшему из детей.

Ролевые игры для двух маленьких детей

Начиная примерно с двух лет, дети охотно играют в ролевые игры, более того, такие игры являются определенным этапом взросления ребенка. Например, мальчики погодки увлеченно сражаются на шпагах, ведут автобусы, играют в пиратов и ниндзя, а девочки воображают себя принцессами, примеривают на себя роль феи. А дети обоих полов охотно поддерживают игры в больничку, детский сад и дочки-матери. Фантазия детей неисчерпаема, тем более, вдвоем можно воплотить намного больше интересных сценариев. А если дети не придумают сами, то взрослые им подкинут стоящих идей. Наиболее популярные варианты игр можно свести к следующему.

Готовка от шеф повара в ресторане или домашнее чаепитие?

Разумеется, что девочки погодки более охотно играют в готовку, но и мальчишки в тех семьях, где отец зачастую стоит у плиты, тоже любят примерить на себя роль повара.

Чаще всего, кулинарные шедевры воображаемые, или из игрушечных продуктов, однако смелые мамы могут отдать на откуп своим погодкам и обычные продукты - некрупно порезанные овощи, сыр или колбаску, пару кусочков хлеба. Дети с удовольствием накормят и себя, и друг друга и свою многочисленную армию роботов и кукол.

Добрый доктор Айболит

Неважно, однополые у вас погодки, разнополые, все дети любят играть в доктора и пациента. Чаще всего старший ребенок лечит младшего к всеобщему удовлетворению, так как жизненного опыта у первенца поболее, да и походов к врачу тоже.

Дети с удовольствием играют покупными наборами доктора, но назначение половины предметов в них, за исключением шприца и стетоскопа, неизвестно даже родителям. Поэтому неплохо дополнить набор мелкими конфетами и круглой кондитерской посыпкой, изображающими таблетки, подкрашенной водичкой, ватными дисками, бинтами и лейкопластырем. Приветствуются лупа, сантиметровая лента и докторские очки. Очки – это самое главное!

Рок группа дает эксклюзивный концерт в вашем доме!

Среди современных игрушек у всех детей половина или треть приходятся на звуковые вариации или на имитацию музыкальных инструментов. Легко заинтересовать малышей совместной игрой на синтезаторе, свистке, трубе, барабане или бубне. А если вся семья вместе организует рок концерт – это будут незабываемые впечатления.

Можно даже создать определенный имидж, надеть парики, темные очки и зажечь!

Конструктор «лего» – выбирай роли на вкус

Лего – замечательные тематические конструкторы, с которыми знакомы абсолютно все родители и дети. Сейчас можно выбрать любую серию знаменитой игрушки – и «лего» пожарные и «лего» принцессы в волшебном замке, и «лего» зоопарк.

Конструирование из готовых элементов развивает моторику детей, воображение, и ролевые вариации дают богатую пищу для воображения и фантазии детей. Конструкторы отличаются величиной строительных элементов в зависимости от возраста детей, но погодки почти всегда находятся в одном возрастном диапазоне.

Если же малыш еще не «дозрел» до стройки, то вполне можно играть в игру «мэр города и грозная Годзилла», в которой старший строит, а младший – разрушает построенное к всеобщему восторгу.

«Войнушка» – школа жизни

Даже если у вас разнополые погодки, вам будет сложно избежать этой игры, а уж родителям двух пацанов - тем более. А вот родители двух девочек вполне могут и не познакомиться с разрушительной силой этой ролевой игры. Тем не менее, игра веселая, знакомая всем с самого детства и не требующая особых пояснений.

Вигвам – индейское жилище

Погодки, как и дети любых других возрастов, с удовольствием заберутся в большую коробку или специальную палатку, где можно организовать цирк, замок, штаб или просто уютный маленький домик.

Творческие игры погодок

Любые дети благосклонно относятся к творческим занятиям. И даже разнополые погодки - девочка и мальчик с охотой займутся творчеством вдвоем, проведя тихо и мирно от 20 минут до пары часов.

Шедевры ваших живописцев

Рисование – отличный способ комплексного развития ваших детей. Это и мелкая моторика, и чувство формы и цвета, и развитие мышления и восприятия и многое, многое другое. А еще – это универсальное занятие, которое нравится абсолютно всем детям. Под вашим присмотром погодки могут рисовать красками и фломастерами, а для самостоятельного рисования им можно дать карандаши, восковые мелки или даже обычный мел и грифельную доску.

Простота исполнения - раскраски

Раскраски – намного проще самостоятельного творчества, но требуют от малышей аккуратности. Есть большие фигуры для малышей, или раскраски с большим количеством деталей для старшего возраста. А в последнее время многие родители распечатывают раскраски прямо на принтере.

Аппликации – творчество для всех

Оба ребенка с удовольствием будут заниматься аппликациями. Можно подготовить все маме, а можно организовать процесс таким образом, что первенец будет вырезать фигуры, а малыш – наклеивать их.

Не обязательно использовать только бумагу – смелее включайте в перечень возможного инвентаря и ватные диски, и крупы, и мелкий песок, и обычные листья. Все в ваших руках!

Вся наша жизнь – театр!

Оба малыша могут с удовольствием смотреть сценки домашнего театра, роли в котором играют их родители, или с помощью кукольного театра давать представления самостоятельно. Для этого даже нет необходимости покупать специальный детский домашний театр, достаточно пальчиковых кукол и покрывала.

Юные скульпторы

Эти развлечения оценят как мальчишки, так и девчонки, даже если ваши дети погодки разнополые. Пластилин – и сам по себе дает неограниченный простор для детской фантазии, но современный мир предлагает и многочисленные решения для ленивых и нежелающих думать – и фабрики мороженного, и пластилиновый парк юрского периода, и одежда из пластилина для любимых принцесс Диснея.

Можно даже делать домашний невредный пластилин, лепить из подкрашенного соленого теста, делать статуэтки из гипса, использовать пластилин в аппликациях.

Творчество – одна из ведущих деятельностей малышей, и, конечно же, это львиная доля, составляющая развитие и воспитание погодок. Помимо этого активно используются в воспитании и подвижные игры для двоих детей, о чем написана отдельная, не менее интересная .

Воспитание погодок с помощью игры

Игры для двоих маленьких детей имеют большое значение в их развитии и составляют основу в таком важном деле, как воспитание погодок. Применив фантазию и при должном желании можно придумать множество занятий, которые будут развивать нужные навыки у обоих детей, и адаптировать их к условиям разницы в возрасте, уровне знаний и умений ваших погодков. А мы предложим вам еще больше интересных идей в последующих статьях!

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.