Что читать ребенку в три года? Энциклопедии и атласы про животных и окружающий мир

Обзор художественных произведений для детей 3-4 лет поможет родителям при выборе книг для малышей. А приведенный в статье список развивающих книг сориентирует мам и пап при покупке обучающих пособий для детей 3-4 лет.

Книги для детей 3-4 лет: лучшие художественные произведения

Стихи Агнии Барто

Цикл стихотворений «Младший брат»

В сборник входит 18 стихотворений, посвященных маленькому мальчику Андрюше, двум его старшим сестрам Марине и Свете, а также их родителям. Барто показывает, как изменился мир с появлением маленького Андрея, рассказывает о трепетном отношении к нему сестер. Все стихотворения пропитаны любовью, добротой и заботой, но не лишены и юмористической нотки.

Цикл стихотворений «Вовка — добрая душа»

В этом сборнике стихов главный герой — «паренек светловолосый» Вовка. Для многих родителей и других детей он – пример для подражания. С самого утра он из окна здоровается с прохожими, заставляя их улыбаться, приходит на помощь девочке, у которой нет старшего брата, нянчится с малышами, с которыми не справляются их бабушки. Стихи о правильных и неправильных поступках, доброте, вежливости, взаимопомощи.

Благодаря этим стихотворениям Барто ребенок получает представление о правильном и неправильном, у него с детства начинает формироваться четкая жизненная позиция.

Сергей Михалков «Дядя Степа»

Эту книгу помнят и любят с детства многие родители, поэтому с удовольствием читают ее своим детям. Дядя Степа – настоящий герой, прекрасный пример для подражания, человек, всегда готовый прийти на помощь, он учит ребят добру, любви к Родине, взаимопомощи между людьми.

Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все» (перевод Бориса Заходера)

Многим детям знаком жизнерадостный, веселый медвежонок Винни-Пух, который очень любит подкрепиться, по советским мультфильмам Федора Хитрука. Хорошая книга для проведения вечера с ребенком за чтением любимых сказок.

Английский писатель знакомит родителей и юных читателей с удивительным миром его сынишки Кристофера Робина и его плюшевых друзей. В этом выдуманном сказочном лесу хорошо и уютно. Книга учит умению дружить и дорожить своими друзьями в любом возрасте. Дарит радость и хорошее настроение. С возрастом в этой книге можно открывать все новые аспекты.

Произведения Г. Цыферова для детей 3-4 лет

«Паровозик из Ромашково»

Паровозик опаздывал из-за того, что по дороге он любовался первыми ландышами, слушал пение соловья, встречал восход солнца. Поначалу все пассажиры не понимали милого паровозика, ведь для них главнее было не опоздать на станцию, но потом они поняли, что важнее не опоздать на всю жизнь.

«Дневник медвежонка»

Рассказ повествует об одном медвежонке, который был очень маленьким и со многими вещами знакомился впервые и всему удивлялся. Даже о том, что он – медвежонок, он узнал совсем недавно. Этот медвежонок часто попадает в веселые истории, поэтому он их записывает в дневник, ведь когда он вырастет, с ним будут случаться только большие и серьезные истории, но он будет открывать свой дневничок и перечитывать свои записи, вспоминать о детстве и смеяться над теми смешными историями.

«Про чудака лягушонка»

Главный герой этой книги становится любимцем детей с первых страниц, хотя он и чудак, но добрый и отзывчивый.

Лилиан Мур «Крошка Енот, и тот, кто сидит в пруду»

Книга о том, что нужно быть добрее к окружающим, встречать с улыбкой, а не с палкой и враждой, тогда и в ответ на доброту будет только добро.

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Большая книга с историями о непослушном деревянном мальчишке Буратино и его приключениях. Ребенку 3-4-х лет трудно за один день или вечер прослушать всю книгу. Лучше читать ее частями, по несколько историй в день. Они не оставят ребенка равнодушными. Веселый Буратино, грустный Пьеро, нравоучительная Мальвина и храбрый пес Артемон «сражаются» против угнетателя кукол Карабаса-Барабаса и его подручных. И хотя Буратино – редкий проказник, у него большое сердце. На его стороне доброта, любовь и дружба. Ну, конечно же, главный итог всей книги – добро всегда побеждает зло.

Произведения В. Сутеева для детей 3-4 лет

Владимир Сутеев – настоящий детский волшебник. Его рассказы никого не оставят равнодушными. Они яркие, веселые, но при этом поучительные. Все сказочные повести написаны простым и доступным языком, что даже ребенок сможет понять мораль прочитанного. Кроме того, Владимир Сутеев является еще и иллюстратором к своим произведениям.

«Палочка-выручалочка»

Два друга Ёжик и Заяц идут домой. Все встречающие на своем пути преграды Ежик преодолевает с помощью палочки-выручалочки, благодаря которой ему удается вытащить Зайца из болота, спасти птенца, прогнать злого волка и помочь Зайцу дойти до дома. Но, как оказывается, палочек таких на свете много, а вот выручалочка, смекалка должна быть у каждого в голове.

«Умелые руки»

История о Игле, Карандаше, Ручке и Мяче, поспоривших между собой, кто из них лучше. Оказалось, что каждый предмет хорош, но только лишь в умелых руках, если правильно с умом их использовать.

«Ёлка»

Сказочная повесть о храбрых Снеговике-почтовике и собаке Бобике. Они отправились в лес к Деду Морозу, чтобы принести новогоднюю красавицу елку и сделать подарок детям. Снеговику и Бобику помогают белки, зайцы, медведь справиться с лисой и волком и прийти к деду Морозу. Добро торжествует над злом и хитростью.

«Про бегемота, который боялся прививок»

На примере бегемота, который боялся прививок, прятался от врача и убежал домой, в результате чего заболел желтухой, дети учатся не бояться врачей, в частности, не бояться прививок.

Произведения В. Чижикова для детей 3-4 лет

Многие родителям знаком детский писатель Виктор Чижиков с детства. Кроме того, он известный художник-иллюстратор, который оформлял не только свои книги, но и книги коллег по цеху.

«Наше Вам с кисточкой»

В книге веселые герои (собаки, мыши, кошки) и забавные иллюстрации заставляют малышей смеяться и дарят им прекрасное настроение.

«Петя и Потап»

В книгу входят три сказки. Первая представляет собой пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки» о том, как умный мужик дважды перехитрил медведя. Две другие – продолжение, придуманное Чижиковым, о дружбе медвежонка Потапа и мальчика Пети.

Григорий Остер «Сказочные истории»

Книга о дружбе четырех друзей Мартышки, Слоненка, Попугая и Удава. В основе историй – парадокс, который необычным образом решают друзья. Книга научит детей дружить, несмотря на разность характеров, уступать друг другу, научит совершать добрые поступки и делать для друзей что-то приятное.

Михаил Пришвин «Листопад», «Дятел»

Коротенькие рассказы, заметки писателя-натуралиста, певца русской природы учат подмечать даже самые незначительные изменения в природе и видеть ее красоту.

Ханс Кристиан Андерсон «Гадкий утенок»

Никто из обитателей птичьего двора не видит внутренний красоты Гадкого утенка. Все смотрят на него и презирают его лишь за внешнее безобразие. С ним поступают жестоко, постоянно обижая и смеясь над ним.

По-настоящему потрясающий финал, когда Гадкий утенок становится прекрасным Лебедем, красивым не только внешне, но и красивым внутренне. Он имеет доброе отзывчивое сердце, которое свободно от различных проявлений гордости, эгоизма, себялюбия. Эта сказка учит ребенка доброте, выбирать не красивую внешнюю оболочку, но с темной душой, а доброе любящее сердце пусть не всегда с яркими внешними проявлениями.

Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Добрая сказка о дружбе. Крокодил Гена даже не подозревал, что на свете есть столько одиноких людей и зверей, которые, как и он нуждаются в дружбе. Книга учит добру, учит делать выбор между правильным и неправильным, плохим и хорошим.

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Эта интересная сказка входит в цикл рассказов о животных, написанных автором для своей дочери. Главные герои, конечно же, Заяц и серый разбойник Волк. Автор показывает детям одно из самых плохих качеств – хвастовство. Показывает, что из-за него можно оказаться в глупом положении.

Самуил Маршак «Кошкин дом»

Поучительное произведение о том, что друзья познаются не только в радости, сытости и довольстве, но и в беде. И те, кто обещался быть другом на века, могут не помочь в трудную минуту. А тех, кого главная героиня отталкивала, наоборот, пришли на помощь. Эта книга еще и образовательная. Она знакомит ребенка с пожаром, показывает, насколько он может быть опасен, к чему может привести. Несомненным плюсом являются легкие для запоминания стихотворные строки, что поможет ребенку развивать память.

Народная сказка «Лиса и Волк»

Нельзя обойти стороной и русские народные сказки, в них хранится вся мудрость русского народа, накопленная несколькими поколениями. Всем известная сказка о том, как хитрая Лиса обманула деда и украла у него всю рыбу, потом обманула своего кума Волка и вышла сухой из воды. Сказка учит ребенка видеть хорошие и плохие поступки. Видеть, что часто за льстивыми речами может скрываться опасность. Также показывает, что достижение желаемого путем обмана – не всегда правильный путь. Нужно стараться идти дорогую добра, несмотря на то, что этот путь намного тяжелее.

Развивающие книги для детей 3-4 лет: список и краткий обзор

Комплект книг «Школа семи гномов» от трех до четырех лет

В комплект входит 12 книг, направленных на всестороннее развитие ребенка: обучение грамоте и развитие фонематического слуха, на развитие логики и мышления, обучение счету, временным и пространственным понятиям. Также ребенок знакомится с различными видами транспорта, профессиями, изучает родную природу.

В каждой книжке есть страница для родителей, где даются краткие рекомендации по организации занятий, а также представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком по определенной теме. Есть вкладка для творческого задания или закрепления пройденного материала в игровой форме. Есть набор наклеек, которые выдаются ребенку после выполнения задания.

Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» (от Школы семи гномов)


В комплект входят четыре рабочих тетради. В каждой тетради несколько тем с заданиями, которые нужно выполнить малышу.

Серия книг «Чудесные наклейки» от издательства Мозаика Синтез

Малышу в 3-4 года бывает трудно выполнять задания в традиционной форме, поэтому разработана серия «Чудесные наклейки». В веселой игровой форме, выполняя задания с помощью многоразовых наклеек, ребенок познакомиться с азбукой, научиться считать, выполнит задания, направленные на всестороннее развитие.


Букварь Надежды Сергеевны Жуковой, кандидата педагогических наук, логопеда более чем с 30-летним стажем.

Букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедическую методику, обучения ребенка чтению.

И обзор книг для детей 4-5 лет на нашем сайте поможет родителям ребят, соответствующего возраста, при выборе детских литературных произведений для чтения.

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.


К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.

Карточный метод Домана

Первый этап: познаем отдельные слова

Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.

Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.


Методика Домана подходит для детей с 3-х лет

Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.

В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.

На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.

Карточки с буквами и картинками

На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.

Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.

Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.


Первые слова на карточках

Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.

По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.

Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.

Второй этап – изучаем словосочетания

У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.


Каточки Домана с названиями групп предметов

После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.

Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».

Третий шаг – составляем небольшие предложения

После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.

Самодельная книжка по методике Домана

Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.

Четвертый этап – распространенные предложения

На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.

Пятый этап – увлекательное чтение книг

Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:

  • общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу;
  • должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице;
  • допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см.;
  • интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них.

Первые книжки для самостоятельного чтения

Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;

Чтение вывесок на прогулке — способ обучения
  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.


Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте

Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.

В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.


Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей

Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.

Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:

  • малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
  • кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
  • в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
  • яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.

Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет

В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:

  • малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
  • в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
  • непоследовательность методики;
  • дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.


Букварь для самых маленьких

Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.


Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.

Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Что почитать ребенку 3-4 лет Малыши готовы слушать любимую книгу десятки раз, но даже самая любимая книжка в конце-концов надоедает. Причем чаще всего она надоедает родителям намного раньше, чем ребенку . И когда уставшая мама мечтает заменить выученную наизусть книжку на что-то новенькое, перед ней встает вопрос : что почитать ребенку ? Конечно, все детки разные – кому-то больше нравится слушать про животных, кто-то уже в 3 года с удовольствием читает детские энциклопедии, другие детки вообще хотят только картинки рассматривать. Но есть некоторые книги, которые нравятся практически всем детям без исключения. Предлагаем их (далеко не полный) список : Стихи Дети 3 лет с удовольствием слушают стихи и легко запоминают их. Поэтому чтение стихов – это не просто способ развлечь ребенка и познакомить его с окружающим миром, это также инструмент для развития детской речи, памяти и ритмического слуха. Всем малышам нравятся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Валентина Берестова, Юнны Мориц, Марины Дружининой, Ирины Токмаковой, Владимира Степанова, Корнея Чуковского. Фаворитами у моих детей в этом возрасте были : «Девочка Чумазая» , «Медвежонок невежа» , «Машенька» Агнии Барто. «Сказка о глупом мышонке» , «Сказка об умном мышонке» , "Усатый-полосатый", «Детки в клетке» , «Где обедал воробей?» , «Кошкин дом» , «Старуха, дверь закрой» С. Маршака «Дядя Степа» , «Про мимозу» , «А что у Вас» , «Мой щенок» , «Фома» С. Михалкова «Телефон» , «Айболит» , «Тараканище, «Путаница» , «Муха-Цокотуха» , «Мойдодыр» и др. Корнея Чуковского. Лично мне его речь не очень нравится, но у большинства детей его произведения становятся самыми любимыми. У детей 3 лет хорошо идут сказки и стихи А. С. Пушкина, например «Золотая рыбка» . Сказки Наверное, сказка – это первое литературное произведение, созданное человеком. «Правильные» сказки учат детей доброте, трудолюбию, справедливости. Сложно представить детство без таких сказок как Теремок, 3 поросенка, Кот в сапогах, Маша и медведь, Волк и семеро козлят, Лиса и заяц, Петушок-золотой гребешок , Маша и три медведя. Есть замечательные украинские народные сказки : «Колосок» , «Лисичка судья» , всех не перечислишь. Но, увы, русские и зарубежные народные сказки стоит читать с большой осторожностью. Часто в книгах с детским оформлением оказываются совсем не детские рассказы – с большим количеством устаревших слов (ребенок просто не понимает текст) и сомнительной моралью. Поэтому родителям очень желательно ознакомится с содержимым книги, прежде чем показывать её ребенку . Некоторые произведения известных сказочников (в том числе братьев Гримм и Шарля Перо) можно читать детям только в адаптированном варианте, при этом адаптации тоже часто бывают неудачными. Книги современных писателей Эдуард Успенский – один из лучших детских писателей. У него есть книги для детей самого разного возраста. Малышам больше подойдут «Крокодил Гена и его друзья» и «Чебурашка» . Можно почитать и «песенки из мультфильмов» , и «про Веру и Анфису» , и «Трое из Простоквашино» , хотя на мой взгляд последняя книга скорее для детей 4-5 лет. Владимир Сутеев : «Мешок яблок» , «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Кто сказал «Мяу» , «Мышонок и карандаш» и др. Рассказы В. Сутеева, сопровождаемые прекрасными иллюстрациями автора – просто находка для маленьких детей. Их сюжеты просты и понятны малышам, но при этом дают богатую пищу для маленьких умов – почему надо поступать так, а не иначе. К ним можно прибегать при решении проблем воспитания, например рассказ «Цыпленок и утёнок» может помочь объяснить ребенку , почему не надо все повторять за другими детьми. Григорий Остер : "Котенок по имени "Гав", «38 попугаев» , «Приключения Пифа» . Николай Носов : "Незнайка и его друзья", рассказы «Мишкина каша» , «Живая шляпа» , «Тук-тук-тук» , «Огородники» и др. Андрей Усачев : «Умная собачка Соня» Козлов Сергей Григорьевич : «Трям! Здравствуйте!» «Львенок и черепаха» Милн Алан Александр : «Винни-Пух и все-все-все» Галина Александрова : серия рассказов про Домовенка Кузьку. Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Александр Волков : «Волшебник изумрудного города» (пожалуй, только первая книга, остальные - для детей постарше) Женевьева Юрье : серия "Жили-были кролики" Всеволод Нестайко "Лесная школа" Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил» , «Лесные домишки» и другие рассказы для малышей. .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что даёт ребенку чтение» Уважаемые родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения;.

100 книг, которые стоит прочитать ребенку до 7 лет 100 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ РЕБЁНКУ ДО 7 ЛЕТ Как же всё-таки приучить ребёнка к чтению? Предлагаю списки художественных книг для.

Консультация «Что дают ребенку занятия танцами?» Для того чтобы написать рассказ нужно сначала выучить буквы, после - правила русского языка, научиться излагать свои мысли. А еще необходимо.

Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» - Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. - Позвольте малышу.

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице» Консультация для родителей: «Что рассказать ребенку о Масленице» Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели,.

Консультация для родителей «Что нужно ребенку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно» ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО У вашего ребенка есть свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство.

Книгу малышам можно читать десятки раз подряд, и они с удовольствием будут слушать ее. Но даже самые любимые из них порой просто надоедают. И тогда родители задаются вопросом: «Какие книги читать детям 3-4 лет?» Разумеется, все малыши разные. Одним из них больше нравятся книги про животных, другие уже в таком возрасте с удовольствием знакомятся с детскими энциклопедиями. Есть же детки, предпочитающие просто рассматривать картинки. Однако существует список книг для детей 3-4 лет, в котором находятся произведения, любимые всеми без всякого исключения.

Как малыши воспринимают чтение?

Каким будет список книг для детей 3-4 лет, зависит от следующего:

Как часто малыш проводит время с мамой и папой;
- насколько полезны для ребенка совместные занятия с родителями;
- насколько мамы и папы сумели привить своему чаду любовь к чтению и книгам.

Ситуации при этом бывают самыми разными. Различной может быть и степень готовности малыша к совместному чтению. Для родителей важно не проводить аналогии между свои чадом и другими детками. Ведь, например, соседский мальчик такого же возраста уже может с удовольствием слушать «Буратино», а их ребенок - даже не интересоваться «Репкой». Всегда стоит помнить о том, что темпы развития у детей разные, и в этом нет ничего страшного.

Однако это вовсе не означает того, что мамы и папы должны просто ждать, когда же их чадо само пожелает слушать книги. Необходимо заниматься с малышом, начав с веселых сказок и коротких стишков. Основная цель при этом должна состоять не в навязывании определенного объема произведений. Ребенку необходимо привить интерес к чтению.

Нужны ли книги малышу?

Сегодня, в век бурного развития техники, многие родители задаются вопросом: «Зачем читать ребенку?» Разумеется, практически в каждой современной семье имеется телевизор и компьютер, которые «выдают» развивающие программы. Однако все это просто невозможно сравнить с книгой, прочитанной родителями.

И на это есть несколько причин:

1. Воспитательная . При чтении книги родители акцентируют внимание малыша на тех моментах, которые важны для воспитания именно их чада.

2. Общение с близкими людьми. Во время чтения происходит формирование отношения маленького человека к окружающему миру. Кроме того, при этом он обучается общению с другими людьми.

3. Становление эмоциональной сферы. В процессе чтения у малыша возникает определенная реакция на интонации, появляющиеся в голосе родителя. Это помогает формировать у ребенка чувство сопереживания и благородство. Он начинает воспринимать мир на более высоком чувственном уровне.

4. Развитие грамотной речи, фантазии, а также расширение кругозора.

Какой может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому и книги все дети воспринимают по-разному. Однако психологи дают родителям несколько полезных советов, позволяющих сделать совместное чтение более продуктивным и приятным:

1. При чтении книг важно уделить особое внимание жестам, мимике и интонациям. Ведь в этом возрасте детям не столько нужны написанные авторами сюжеты, сколько переживания и действия персонажей. При этом малыши учатся правильно реагировать на возникающие жизненные ситуации.

2. Четко выделять в сказке положительных и отрицательных героев, а также совершаемые ими хорошие и плохие поступки. Детки такого возраста делят весь мир на белое и черное. Чтение сказок родителями позволит малышу научиться правильно себя вести и разбираться в жизни.

3. Важным элементом развивающего процесса являются стихи. Они способствуют становлению речи и расширению словарного запаса детей.

Каким может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Родителям стоит иметь в виду, что далеко не вся литература, стоящая на полках магазина, подойдет малышу. При выборе книги стоит обращать внимание на то, несет ли она моральную нагрузку и есть ли в ней поучающий подтекст. Но лучше всего остановить свой выбор на уже опробованных годами и замечательно зарекомендовавших себя произведениях. Рассмотрим рейтинг книг для детей 3-4 лет, в него войдет следующее:

    «Жили-были…».

    «7 лучших сказок малышам» К. Чуковского.

    «Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер.

    «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка и некоторые другие произведения.

«Жили-были…» - сборник, в который вошли русские народные сказки

Список, в котором находятся для детей 3-4 лет, начинается именно с него. Это красочная чудесная книга, которая обязательно понравится детям. В сборник, помимо пятнадцати самых любимых детьми народных сказок, включены потешки и народные загадки, скороговорки и песенки.

Благодаря чтению этой книги ребенок быстрее познает окружающий мир. Помогают ему в этом отношения между сказочными героями русского фольклора. При этом мир малыша становится красочнее и понятнее, справедливее и добрее.

«Сказки малышам» В. Бианки

Очень часто лучшие книги для детей 3-4 лет - это те, в которых рассказывается о животных. Именно поэтому многим малышам по нраву приходятся сказки и рассказы В. Бианки. Они не только интересны, но и весьма познавательны. При чтении этой книги ребенок получает много интересной информации о животных и о природе. Он начинает называть по именам озерных, полевых и лесных обитателей. Кроме того, сказки, написанные Бианки, учат малышей добру, а также дружить и приходить на помощь в трудной ситуации. После их прослушивания малыши начинают более внимательно и бережно относиться к животным и растениям.

Книга сказок автора В. Сутеева

Вряд ли можно найти такого человека, который не был бы знаком с этой уникальной подборкой. Весь объем книги разбит на 3 раздела:

1. В. Сутеев как художник и автор. Сюда включены его сказки и сказки-картинки, написанные, а также проиллюстрированные им.
2. По написанным В. Сутеевым сценариям.
3. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам М. Пляцковского, К. Чуковского и И. Кипниса.

Тем, кто ставит своей целью приобрести книги для развития детей 3-4 лет, непременно стоит включить в список литературы произведения Владимира Сутеева. Его рассказы вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным. Они веселые, яркие и при этом весьма поучительные. Сказочные повести этого настоящего детского волшебника написаны доступным и простым языком. Даже малыши понимают заложенную в произведениях мораль.

«7 лучших сказок малышам» К. Чуковского

Уже одно только имя автора говорит о многом. Ведь очень хорошо подходят многие его книги для чтения детям 3-4 лет. В этом издании находятся самые известные сказки, написанные автором, произведения которого читали не одному подрастающему поколению. Книга имеет большой формат. Она красочно и хорошо оформлена. В ней находятся занимательные и яркие иллюстрации. Маленьким читателям книга Корнея Чуковского обязательно придется по вкусу.

«Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер

Какие книги для детей 3-4 лет будут им особенно интересны? Те, главными персонажами которых являются герои любимых ими мультфильмов. Например, котенок, которого зовут Гав. Многие малыши любят этот мультфильм и будут с удовольствием слушать про него.

В книге объединены сказки сразу двух авторов. Первая из них - про маленького котенка, которого зовут Гав, написанная Г. Остером. Вторая сказка - М. Пляцковского с иллюстрациями к ней В. Сутеева. Рисунки в книге не похожи на те образы, которые созданы в мультфильме. Однако подборку этих сказок детки очень любят.

«Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка

Эта книжка для самых маленьких будет не только интересна, но и поучительна для малышей. В сказочных историях Д. Мамина-Сибиряка оживают и начинают весело общаться между собой игрушки, животные и растения. Деткам нравятся такие забавные персонажи, как Ерш Ершович, Мохнатый Миша, Комар Комарович, Воробей Воробеич и многие другие.

Эти фантастические герои увлекают малышей в свой чудесный мир, уча их при этом таким хорошим человеческим качествам, как справедливость и трудолюбие, дружеские отношения и добродетель. Кроме этого, персонажи «Аленушкиных сказок» помогают деткам получить сведения о природе, а также наблюдать за событиями, происходящими в жизни.

«Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов

Эту сказку относят к классике детской литературы. В ней ребята знакомятся с маленьким Паровозиком, который возил своих пассажиров на станцию Ромашково. Он был необычным, так как всегда и всюду опаздывал, давая каждый раз начальнику слово, что это было в последний раз. По дороге между станциями Паровозик мог остановиться, чтобы полюбоваться жеребеночком, послушать пение соловья, насладиться запахом рощи или посмотреть на закат. Пассажиры, сначала возмущавшиеся задержкой в пути, также начинали любоваться природой. В результате Паровозик привез их в Ромашково на 3 дня позже. Но при этом никто не ругал его. Взрослые дяди и тети благодарили за поездку. При этом они говорили о том, что если бы не Паровозик, то можно было бы опоздать на всю весну, лето, и даже на всю жизнь.

Автор показывает своей сказкой, что многие люди постоянно спешат. Они бегут на работу и после нее домой, не обращая никакого внимания на ту красоту, которая их окружает. Малыши начинают понимать, что надо радоваться жизни, в которой можно найти много хорошего даже при плохой погоде.

Помимо этой сказки в книге можно найти и другие произведения писателя. Это короткие, но очень добрые истории, которые содержат в себе много поучительных моментов. Их прослушивание может навести малышей на некоторые размышления, а также окажет помощь в освоении такого пока незнакомого, но интересного для них мира.

Сказки, входящие в эту хорошо оформленную и красочную книгу, научат детей быть добрыми, а также верить в то, что они сами могут сотворить чудо. Малыши начинают понимать, что нужно думать перед тем, как сделать что-нибудь, дружить и отдыхать с пользой.

Буквы в этой книжке большие, а рассказы короткие. Именно поэтому «Паровозик из Ромашково» пригодится ребенку для самостоятельного чтения.

«Школа семи гномов»

Родители стремятся приобрести и развивающие книги для детей 3-4 лет. Их необходимость для малышей подтверждена и многими педагогами. Они считают, что с детьми необходимо заниматься с самого раннего возраста, что будет способствовать их развитию. Именно поэтому большую популярность на сегодняшний день имеют различные развивающие игрушки и, разумеется, книги. На полках магазинов родители могут найти множество литературы данного направления. Однако не так-то и просто подобрать хорошие развивающие книги для детей 3-4 лет.

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется серия пособий «Семь гномов». Она состоит из 7 комплектов, каждый из которых предназначен для одного года жизни дошкольника. При разработке серии были учтены современные стандарты образования, что позволяет деткам получить соответствующие их возрасту всесторонние знания. В пособии много цветных иллюстраций, вкладышей с наклейками и карточками, заданий для малышей, а также рекомендаций для взрослых.

Книги «Школа семи гномов» для деток трех и четырех лет посвящены различным темам. Но при этом каждая из них направлена на развитие определенного навыка и умения, а также личностного качества ребенка. Изучение изложенного в пособии материала позволяет дошкольникам увеличить запас слов, раскрыть творческий потенциал личности и ближе познакомиться с окружающим их миром.

«Чудесные наклейки»

Эта целая серия книг, выпущенная издательством «Мозаика Синтез», помогает малышу трех и четырех лет выполнять задания в игровой форме. Ведь маленьким детям бывает весьма сложно отвечать на поставленные вопросы так, как это принято в школе.

«Чудесные наклейки» - это прекрасные обучающие книги для детей 3-4 лет. В них находятся забавные иллюстрации, к которым прилагаются многоразовые наклейки. Украшать предложенные рисунки становится для малыша занятием не только интересным, но и полезным. Ребенок знакомится с буквами и учится читать. Кроме этого, у него развивается воображение, мелкая моторика пальцев рук, а также координация движений. Эти книги помогают малышу быстрее познать окружающий мир, положительно влияют на интеллектуальное и речевое развитие, учат находить решения и принимать их.

«Букварь» Н. С. Жуковой

Это еще одна развивающая книга, которая заслуживает внимания родителей и педагогов. Ведь взрослые понимают, что уже не за горами то время, когда малыш подрастет и пойдет в школу. Уже в три-четыре года его нужно постепенно начинать готовить к столь важному этапу его жизни. И в этом поможет «Букварь», написанный кандидатом педагогических наук, логопедом более чем с тридцатилетним стажем Надеждой Сергеевной Жуковой.

Это широко известный и популярный учебник, знакомый уже нескольким поколениям детей. При его написании автор прекрасно совместила свою методику с мерами, позволяющими предупредить возникновение у детей ошибок при письме.
Книга не содержит моментов игры. В ней ничто не отвлекает внимание детей от занятий. Пособие рассчитано не только на изучение букв, но и на быстрое обучение детей-дошкольников чтению. Внизу страниц для родителей и педагогов даются методические рекомендации, позволяющие сделать занятие более эффективным.