Повышенная сенсорная чувствительность у ребенка. Развитие тактильных ощущений у детей. Занятия для развития тактильной чувствительности

Как проявляется пониженная сенсорная чувствительность, и как вести себя родителям и педагогам

Люди с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам обычно бывают тихими и пассивными, кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают на них внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, кажется, что он не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним.

Другой возможный симптом пониженной сенсорной чувствительности – человек кажется погруженным в себя. С такими людьми трудно установить контакт и создается впечатление, что другие люди им вообще не интересны. Причиной могут быть не только нарушения социального взаимодействия, но и сильная концентрация на той сфере, которая является сильной стороной таких людей.

Приспособления для массажа и стимуляции при пониженной кожной и кожно-мышечной чувствительности. Фото из экспериментального АВА-класса в Москве, поддержанного Фондом “Выход”.

Например, когда я впервые пришла в дом Джонни, он вполне счастливо играл со своими машинками. Я сказала «привет», но он даже не посмотрел в мою сторону.

Джонни – ребенок с аутизмом, который очень любит играть с игрушечными машинками. У него есть почти все модели машинок, и он очень много знает об истории моделей. Во время нашей встречи Джонни заявил: «Около 30 лет назад компания Matchbox перешла на более привычный пластик и картонные коробки, которые использовались другими производителями вроде Hot Wheels. Однако я предпочитаю коллекционировать машинки Matchbox в традиционных коробках, которые недавно снова были представлены на рынке для коллекционеров, начиная с 35 юбилея серии Суперскорости в 2004 году».

Джони только семь лет, и его знания в этой области явно необычны. Когда он говорит на свою любимую тему, то становится более оживленным и кажется более общительным. Однако стиль его речи остается довольно педантичным – ощущение, что он читает собеседнику лекцию о достоинствах машинок Matchbox.

Возможно, вы слышали, как такое поведение называют «эгоцентрическим» – не потому, что такой человек эгоистичен или думает только о себе, но потому что для него один интерес приводит к исключению всех остальных тем. Многие люди связывают это с особым когнитивным стилем, но наш опыт работы показывает, что это скорее связано с низкой чувствительностью к новым сенсорным стимулам. Такие люди не получают достаточной сенсорной информации из окружающего мира, и они могут использовать мысли и идеи об определенных темах в качестве способа стимулировать свой мозг. Люди с расстройствами аутистического спектра, у которых также есть пониженная сенсорная чувствительность, могут демонстрировать большое оживление, концентрацию внимания и общительность при условии, что они обсуждают свои интересы (например, машинки).

Вот некоторые примеры симптомов пониженной сенсорной чувствительности для каждой из восьми сенсорных систем:

Зрение: постоянно теряет нужную строку во время чтения, жалуется на усталость глаз.

Слух: не реагирует на свое имя, мычит или издает другие звуки, когда работает над какой-то задачей.

Обоняние: не замечает сильный запах в холодильнике, на который другие люди тут же реагируют.

Вкус: не замечает или равнодушен к количеству соли или остроте блюд.

Вестибулярный аппарат: не инициирует игру с оборудованием на детской площадке, предпочитает играть сидя.

Осязание: не замечает царапин и ушибов.

Проприоцепция: опирается на стены или полулежит на стуле, может отличаться слабостью мускулатуры.

Интероцепция: может пачкать или мочить штаны, не испытывает чувства голода, плохо понимает расположение своего тела в пространстве.

Пример инклюзивной детской площадки для детей с инвалидностью и без. На площадке есть оборудование для безопасной стимуляции детей с гипочувствительностью при аутизме.

Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях. Люди с пониженной сенсорной чувствительностью часто не понимают, что какие-то предметы слишком холодные или горячие, классический симптом – отсутствие реакции на боль в случае ушибов, падений, порезов или ссадин.

Дети с пониженной сенсорной чувствительностью кажутся «вялыми и медленными». Кажется, что у таких детей нет мотивации и спонтанного желания играть и исследовать окружающий мир (Bialer and Miller 2011). Они часто кажутся летаргичными и усталыми. В школе кажется, что ребенок с пониженной сенсорной чувствительностью не слушает то, что говорят, и/или дремлет, сидя на стуле. Ему может быть трудно подружиться с другими детьми, потому что он не может поспеть за быстрыми движениями других детей на площадке, либо в тот момент, когда он осознает ситуацию, другой ребенок уже отвлекается на что-то еще.

Мы используем аналогию с «топливным баком», чтобы объяснить концепции чрезмерной и пониженной сенсорной чувствительности. Бак подобен нашей нервной системе. У каждой машины свой объем бака. У некоторых моделей топливный бак очень маленький, он быстро наполняется, как дети с повышенной чувствительностью быстро наполняются сенсорными стимулами. Другие машины с большими баками, и их нужно заправлять дольше и чаще, чтобы они продолжали ездить, так же как и дети с пониженной сенсорной чувствительностью (Bialer and Miller 2011).

Эмоциональные последствия пониженной сенсорной чувствительности

Дети с пониженной чувствительностью могут страдать от низкой самооценки. Они могут предпочитать играть сидя и избегать двигательных занятий, требующих энергичных движений. Из-за этого их могут обзывать «занудами», «зазнайками» и «одиночками». Из-за плохой способности общаться с ровесниками у них может быть мало возможностей для развития нормальных социальных навыков и формирования отношений. В результате у них меньше опыта в разговоре, обмене и участии в воображаемых играх.

Они также могут отставать в учебе, потому что они могут позднее осознавать, чего хочет учитель (например, когда учитель говорит, чтобы все открыли тетрадки, чтобы писать диктант), так что они все время не поспевают за остальными детьми. Эти дети могут считать себя глупыми и не способными к спорту по сравнению с другими детьми.

Правильно подобранные активные физические упражнения могут улучшить состояние при сенсорной гипочувствительности.

Пути помощи детям с пониженной сенсорной чувствительностью

Людям с пониженной сенсорной чувствительностью нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Громкая музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь людей с пониженной сенсорной активностью в двигательные занятия, даже если они предпочитают сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения.

Попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует этого человека, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.

Родителям детей с симптомами пониженной сенсорной чувствительности рекомендуется психотерапия, которая основана на вовлечении в общение и формировании отношений. Кроме того, очень полезной может оказаться сенсорная интегративная терапия, которую может предоставить опытный терапевт (желательно, чтобы это был специалист, прошедший специальное обучение и работавший с супервизией), что позволяет повысить социальную вовлеченность, саморегуляцию и самооценку.

Ссылки

Bialer, D. S., and L. J. Miller. 2011. No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges. Arlington, TX: Sensory World.

«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

«Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Учитель-дефектолог:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

г. Хотьково, 2012г

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) - осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности , прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

Лепка из глины, пластилина, теста;

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Этапы развития тактильной чувствительности:

Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);

Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой , рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
-«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
- «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка» Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Органы чувств являются нашими проводниками в окружающем мире, позволяя получать от него информацию. Сенсорное восприятие настолько важно, что развивается намного раньше всех прочих сфер. И особую роль среди прочих играет тактильная чувствительность, которая включает в себя не только осязание как таковое, но и ощущение давления, а также чувство температуры.

Как развивается тактильная чувствительность у детей?

Тактильная чувствительность имеется уже у новорожденных, пусть она еще и не до конца сформировалась, в частности это касается болевых ощущений. Зато у столь маленьких детей отлично работает чувство температуры: они очень резко реагируют на ее перепады, вследствие чего нередко переодевания обретают неожиданные сложности.

Реагируют новорожденные и на касания, особенно это касается лица и губ – прикосновение к последним, как правило, активирует сосательный рефлекс.

Однако со временем, по мере взросления малыша, он все больше интересуется собственными руками и ногами, а затем и начинает использовать руки для взаимодействия с окружающим миром. С этого момента, наступающего где-то с пяти-шести месяцев, начинается активное ощупывание и облизывание всех предметов, которые только ребенок способен достать.

Апогея же это достигает тогда, когда ребенок учится ползать, поскольку теперь он самостоятельно может добраться до интересующих его игрушек и предметов. В этот период обычно происходит к тому же резкое продвижение в развитии мышления, а вследствие этого и речи.

Какие упражнения могут использовать родители?

Наверняка все знают, как маленькие дети рвутся потрогать и ощупать все, что подворачивается им под руки. И это просто прекрасно, поскольку предоставляет родителям огромное поле для деятельности.

  1. Предложить ребенку закрыть глаза и ощупать игрушку или фигурку, а потом описать, что он почувствовал. Можно усложнить эту игру, сложив несколько мелких игрушек в непрозрачный мешочек и предложив ребенку опустить туда руку и нащупать какую-то одну, после чего, не вынимая игрушку из мешка, предложить угадать, что именно он нащупал и почему он так решил.
  2. Самое простое упражнение – поочередно проводить по рукам или телу ребенка различными кусочками ткани: фланелью, шерстяной, бархатной, мехом, шелком – что найдется. Как вариант, можно заворачивать малыша целиком в полотенца разной структуры, пледы, покрывала, можно надеть шубу или пальто прямо сверху на легкую домашнюю одежду.
  3. Полезны для детей и игры с различными крупами: пересыпать их из емкости в емкость, перебирать. Можно в банку с крупой или песком закопать маленькую игрушку, предложив затем ребенку отыскать ее.
  4. По возможности желательно давать ребенку ходить босиком по разным поверхностям: траве, песке, гальке, глине. Дома можно позволять ходить по разным тканям, гороху или специально подобранным гладким камушкам, катать ногами массажные мячики.
  5. Массаж крайне полезен не только для общего здоровья малыша, но и для развития тактильной чувствительности. Особенно если он проводится по-разному: с помощью рук, массажных рукавичек, резиновых мячиков-массажеров и т. д.
  6. Игры с песком, глиной, лепка из пластилина не только помогают развитию фантазии, но и развивают осязание. Полезны также игры с водой, опускание рук в воду разной температуры, ощупывание различных предметов под водой и вне ее, сравнение между собой заледеневшей посуды и стакана с горячим чаем.
  7. Полезны будут игры с шуршащим полиэтиленом, защитной упаковкой с пузырьками, бумагой или фольгой, которую можно смять.
31.03.2017

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др.
По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Очень полезны для учеников (особенно первого класса) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.

Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислим основные из них:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат.tangere - касаться иreceptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: -лепка из глины, пластилина, теста; -аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); -аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); -конструирование из бумаги (оригами); -макраме (плетение из ниток, веревок); -рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; -игры с крупной и мелкоймозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); -собирание пазлов; -сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционнойпальчиковой гимнастике , об использовании элементовмассажа исамомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использованиемассажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить«осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса. Игровое тактильноепанно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др. По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Очень полезны для учеников (особенно первого класса)игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.)бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита. В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность. Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия. Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания. Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной. Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них: - ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; - нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); - нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); - определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; - нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.