Самые незабываемые детские воспоминания. Как детские воспоминания влияют на взрослую жизнь Почему детские воспоминания самые яркие

Все мы родом из детства…Точнее этой фразы вряд ли можно придумать! Мы вышли оттуда, ещё не зная, куда поведёт нас судьба, какие испытания готовит жизнь. И, может, поэтому шагали в неё смело, с гордо поднятой головой, уверенные, что нам по – плечу все великие и важные дела. Наивные, смешные.

Мы хотели казаться взрослыми, ещё не понимая, что самое лучшее и светлое уже позади!

Детство нельзя сравнить ни с юностью, ни с молодостью. В них тоже есть свои прелести, но детство отличается тем, что...

Детство. Как много в этом слове светлого, хорошего, доброго и, по-настоящему, искреннего.

Ведь только будучи маленькими, мы любим и дружим искренне. Мы не стараемся использовать друг друга в каких-то своих целях, нам ничего не нужно, кроме дружбы. Понятие "использовать" придет позже, когда мы вырастем.

Он и она были в одной группе в детском садике. Потом жизнь свела их в школе, во втором классе. Они дружили. Вместе шли в школу, гуляли на улице, играли с мячиком, ходили друг к другу на дни...

Бывают моменты в жизни, когда хочется вернуть прошлое, уйти куда-то далеко, в страну детства – страну прожитых моментов; страну безумной, беззаботной, порой иногда, не очень весёлой жизни; страну, где ты уже была и так тянет туда ещё… Но все это мечты, иль не придумали ещё машину времени, или обратный процесс в метаболизме, который хоть и не возвращал бы туда, но сделал бы наше тело вечно молодым. Почти все подростки и дети стремятся скорее повзрослеть, не понимая того, что они имеют в своих...

1 - Не обращай ни на кого внимания - БЕГИ!
- А мяч?! - Та причем тут мяч - главное ворота! Мяч сам прилипнет к ногам...

2 ...если хочешь понравится девочке - улыбайся загадочно из далека и убегай... если погонится за тобой - ТВОЯ!

3 ...если в конце киносеанса прошмыгнуть в туалет - можно посмотреть следующий

4...если напиться много воды - перехочется кушать

5...если долго распекают за учебу, надо вздрагивать и отряхиваться, как собака - тогда они понимают - тебе неприятно!

У каждого из нас в детстве были любимые книги,которые мы читали и перечитывали по многу раз, с героями которых жили и они остались в памяти на всю жизнь, как люди,которые до сих пор живут рядом.

Помню, как в детстве во мне жили непреодолимая страсть к книгам.

Может быть от того, что я была очень робкой и застенчивой и мне не хватало общения.

Помню, как ранним вечером, как только потухал свет в квартире, я подходила к окну,окна которого выходили ни большую гостиницу,где было много света...

Мир детства, большой и красивый все мы жили в этом мире, все прошли по миру детства. Нет ничего чудесней и прекрасней мира того. В мире детства присутствует вечная беззаботность, доброта, легкость воздушного облака, наивность и детская непосредственность, беспечность. Счастливое детство никогда не покинет душу и сердце каждого. Наверное, каждый человек живет воспоминаниями о беззаботном детстве.

Но все дети мечтают и хотят быть взрослыми, подражают взрослым. Уж очень хочется им быть большими...

17 августа 1927
Меня зовут Катарина. Мы живем в Англии, точнее на самом её краю, в городе Карлайл. Я очень люблю своих родителей, ведь они самые лучшие на всей планете.

Мою маму зовут Элизабет, а отца Кристофер. Они любят друг друга.

Всегда помогают тем, кто приходит к ним за помощью, будь то человек или животное. Папа вместе со своим братом Фрейдом работают на дедушкиной ферме. Дедушка умер 20 лет назад. Я его даже не знала.

А мама медсестра в больнице, не помню её название да это...

Как быстро летит время...иногда мы замечаем это лишь оглядываясь назад...далеко-далеко в прошлое. Когда вспоминаем события случившиеся давно, но нам кажется, что это было только вчера. И тут как будто очнувшись от сна понимаем - этого уже не вернуть, понимаем как далеко ушло время.

Я оглядываюсь назад и вижу ребенка... девочку и перед глазами всплывает момент из детства. Почему – то я вижу эту картину так четко, а ведь это было давно...

Я оглядываюсь и понимаю...пришла старость.

К сожалению, далеко не все хотят вспоминать свое детство. Часто оно наполнено страхами, травмами, ощущением ненужности, нехватки любви, заботы и внимания.

Ну кто же по доброй воле согласится ворошить то, что так старательно прятал многие годы и к чему точно не хочется возвращаться?

Этот вопрос встает перед теми, кто стремится научиться вспоминать свои прошлые жизни, поскольку, прежде чем перейти непосредственно к ним, нужно закончить базовый курс Института Реинкарнационики, где как раз-таки целый месяц студенты работают с воспоминаниями раннего детства.

И часто возникает сопротивление:

“У меня нет радостных воспоминаний в детстве, мне нечего там смотреть!”
“В моем детстве слишком много боли и слез, зачем я буду туда окунаться? Я не хочу снова испытать это!”
“Я не помню своего детства раньше 5 лет. Вот не помню и все тут!”

И тут самое важное — решить для себя: готовы ли вы что-то изменить в себе и своей жизни или так и будете по-прежнему прятать голову в песок и отказываться от тех сокровищ, которыми обладаете, помимо травм, обид и претензий?

А сокровища, они есть у всех! Поверьте огромному опыту преподавателей Института Реинкарнационики, через которых прошли уже сотни студентов и клиентов, боящихся и сопротивляющихся.

И только доверительная и доброжелательная обстановка в пространстве “школы волшебников”, как мы ласково называем наш Институт, позволяет рано или поздно открыться и вспомнить, сколько прекрасных моментов было в вашем детстве, даже если изначально оно казалось вам семью кругами ада.

Я хочу совсем немножко приоткрыть завесу и показать, что же можно найти даже в самом безрадостном детстве.

Любимая игрушка

Наверняка у каждой из вас была самая любимая игрушка! Это могла быть красивая кукла, говорящая “Мама!” и томно хлопающая синими глазами. Или мягкий плюшевый медведь, с которым было уютно и не страшно засыпать, обнявшись и уткнувшись носиком в его мохнатую щеку.

А может, это сшитая из лоскутков и старых ниток куколка, невзрачная и потрепанная, или выструганная чьими-то руками грубая деревянная фигурка, но милее которой не было ничего на свете!!!

Это могла быть даже совсем не детская игрушка, а обычный предмет: ложка, крышка от кастрюльки, крючочек или бусинка. Но вы до сих помните, как сжимали ее в ладошке и что ощущали при этом!

Вовсе не важно, какой была эта игрушка. Важно то, чем она была для вас-малышки и что вы чувствовали снова и снова, беря ее на руки, баюкая и разговаривая с ней, доверяя все свои радости и горести .

Пушистый друг

Вы были абсолютным счастливчиком, если в вашем детстве был настоящий друг — домашнее животное, с которым вы играли вместе, гуляли или просто ухаживали за ним, наблюдали.

Кто же это был? Верный и преданный пес? Смешной озорной котенок, о проделках которого можно вспоминать бесконечно? Или раненый голубь, которого вы притащили с улицы, спасая птичью жизнь несмотря на протесты и непонимание взрослых? А может милый хомячок, так смешно набивающий свои щеки?

У нас на балконе голуби свили гнездо. Бабушка ужасно ругалась и настаивала на том, чтобы выкинуть нечистоплотных птиц. Как же яростно я защищала страшненьких синих существ без перьев с огромными кривыми клювами!

И как же сладко было ощущение победы и спасенных жизней, когда моя настойчивость пересилила бабушкину строгость!

А еще я обожала лошадей с детства. И у меня был свой конь! Я скакала на нем по полям во весь опор. Он красиво и грациозно цокал копытами. Наши дни были полны путешествий и приключений в окрестностях поселка, где я росла.

И ничего, что мой скакун был воображаемым. Для меня он был самым настоящим!

Душевные встречи

Также согревающим душу свойством обладают воспоминания о людях, которые дарили нам ласку, заботу, внимание .

Может быть, кто-то из семьи был особенно близок вам, с кем ощущалась сильная родственная связь, кто всегда поймет, приласкает и приголубит, угостит чем-то вкусным или просто нежно улыбнется, заговорщически подмигивая.

Может, это доктор в поликлинике, которая могла успокоить и побороть ваш страх? Или дворник дядя Вася, с которым у вас был особый приветственный ритуал! Или бабушка на лавочке, у которой всегда найдется конфетка и ласковое слово?

И вовсе не важно, виделись ли вы часто или это была одна единственная встреча, тепло которой при воспоминании согревает и сейчас ваше детское сердечко.

Потаенные места

Кто-то из вас может найти в сокровищнице детских воспоминаний особенные места. Такие, в которых вы чувствовали себя необычно, которые казались волшебными и удивительными, пусть даже только для вас.

Что же это? Дача, где отдыхали летом с семьей или бабушкин двор? Огромный магазин детских товаров, полный игрушек и всего, о чем только можно мечтать?

А может, библиотека с ее тишиной и запахом книг, в которых таилось столько интересного и неизведанного?

Или небольшая пещера на берегу моря, куда вы могли протиснуться с трудом, но в которой чувствовали себя Робинзоном? Что еще: ручеек, тихий уголок во дворе, домик на дереве или старый чердак?

Позвольте себе вновь попутешествовать по своим детским местам !

Исполнение мечты

Можно также поискать моменты, когда сбылась ваша самая заветная мечта! Что-то, чего вы желали страстно, возможно долго. И вот тот самый момент, когда вы наконец обрели то, что хотели!

Что же это было? Щенок или котенок? Поездка в парк на аттракционы? А может, сестренка или братишка? Первая встреча с диковинным животным в зоопарке? Первое знакомство с морем?

Невероятное ощущение, когда вспоминаешь такой момент и чувствуешь, что Вселенная слышит тебя, она исполняет твои желания.
Все возможно и все реально!

В это состояние можно нырять почаще, чтобы наполниться его ресурсом и исполнять легко свои мечты в нынешнем возрасте.

Просто попробуйте!

Сундук сокровищ

Это далеко не все сокровища, которые можно найти в детстве каждого из вас! Я напомнила лишь о некоторых моментах. И в следующей статье мы продолжим наше путешествие по закоулкам детства.

А теперь представьте, что ваше детство — это старый темный сундук, в котором есть всякое: и страшное, и болезненное, а также смешное и радостное.

И когда вы вспоминаете очередной приятный, счастливый или радостный момент, вы зажигаете светлячка в своих ладошках. Каждый раз кладите нового светлячка в свой старый сундук.

Таким образом, постепенно он будет наполняться светом все больше и больше. А там, где много света, уже нет места тьме. Вот так и происходит исцеление детства .

Вы можете попробовать прямо сейчас!

  • Создайте намерение в течение недели каждый день вспоминать как минимум один радостный момент или значимую для вас деталь из детства.
  • Посмакуйте это воспоминание, напитайтесь им и кладите своего “светляка” в сундук!

А в конце недели оглянитесь назад и сравните, изменилось ли ваше отношение к детству? Вспомните, что происходило с вами в течение этой недели? Вы удивитесь, как изменится многое вокруг вас. Но главное — насколько светлее станет внутри!

Предлагаю делиться вашими “светлячками” в комментариях и таким образом помогать друг другу вытаскивать все новые и новые воспоминания и наполняться светом и любовью!

Время на чтение: 2 мин

Воспоминание - это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей индивида, от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня , что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными , то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В каждого человека наверняка есть несколько самых незабываемых воспоминаний родом из детства. Несомненно, есть и не очень приятные воспоминания, но есть и такие, которые всегда будут греть душу и вызывать улыбку. Чтоб ваши дети в будущем имели как можно больше приятных детских воспоминаний, вам необходимо действовать следующим образом:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Откройте ребенку мир книги. Совместное чтение способствует развитию фантазии и мышление, производит приятные впечатления и оставляет неизгладимые воспоминания о совместных сказочных путешествиях.
  • Научитесь слушать и слышать своего ребенка. Даже один раз попросив ребенка подождать с вопросом или просьбой, вы можете сильно обидеть его. Не нужно просить, чтоб ребенок немного подождал, ответьте сейчас, потому что потом будет поздно, не актуально. Да и вряд ли вы через пятнадцать минут станете более свободными. Очень типично для современных родителей занять ребенка чем угодно, только чтоб он не отнимал их драгоценное время и не отрывал их от работы. Но все они забывают о том, что ребенок важнее всяких дел, что работа может подождать, а ребенок растет лишенным внимания и заботы.
  • Обнимайте своих детей как можно чаще. В крепких объятиях мамы малыш чувствует все родительское тепло, заботу. Постоянные объятия позволяют расти ему беспечным уверенным в себе человеком, и придают некое чувство защищенности.
  • Создайте свой маленький семейный ритуал, традицию, которая не только станет приятным развлечением и времяпрепровождением, но и оставит неизгладимый след в памяти вашего ребенка. Потом он сможет рассказывать о нем своим детям и внукам.
  • Ужинайте всей семьей. В силу сумасшедшего ритма современной жизни довольно тяжело собраться семьей в полном ее составе и поужинать вместе. Но очень важно, чтоб хоть один прием пищи проходил в кругу семьи. Это положительно повлияет на взаимоотношения между членами семьи и доставит множество приятных эмоций.
  • Не стесняйтесь говорить ребенку о своих чувствах к нему. Многие родители считают это излишеством и, что такое проявление эмоций может избаловать малыша, но это совсем не так. Каждому человеку приятно и важно слышать и знать, что его любят. Это вселяет чувство уверенности и повышает самооценку.
  • Устраивайте праздники. Совместные приготовления и празднования сделают вашу жизнь насыщеннее и ярче. Отмечайте маленькие успехи и большие достижения своего ребенка, дарите ему праздник. Это будет стимулировать его на новые свершения. Не забывайте поддерживать его во всех его начинаниях.
  • Играйте со своими детьми. Редко можно встретить маму, которая погоняет мяча или сварит кашку из песка со своим чадом. А детям нужно, чтоб взрослые разделяли их интересы. Если вам скучно играть в кукол или катать машинки, придумайте занятие, которое будет интересным для всех членов семьи. Ведь так мило веселиться вместе! Это объединит членов семьи, доставит море удовольствия и заставит вас почувствовать себя вновь ребенком. Таким наивным, беззаботным и искренним.
  • Выполняйте обещанное. Многие родители часто обещают, но не выполняют обещанного. Это сильно ранит ребенка, и он перестает доверять им, что приводит к тому, что он сам начинает врать. Также непростительно забывать памятные и важные даты из жизни ребенка. Например, День рождения или новогодний утренник. Поверьте, если вы в силу своей занятости пропустили важный день или событие, ребенка это может сильно ранить.
  • Любите своих детей. Не только на словах, но и на деле. Показывайте им, как они вам дороги, насколько важны для вас и ваш ребенок будет несказанно счастлив.

Только родители могут повлиять на будущее своих детей и чтобы оно было счастливым, дарите детям любовь, заботу, ласку, разговаривайте с ними. Пока они маленькие, они нуждаются в вас. И только от вас зависит насколько яркими будут детские воспоминания ваших детей!

Читаем также:

  • Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста — ;
  • Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся — ;
  • Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? — ;
  • Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? — ;
  • Ситуации, когда у родителей сдают нервы, в основном, типичные. Попробуем разобраться, почему мы срываемся на ребенка, и как этого избежать. —
  • Ваш ребенок подрос, и порой ведет себя настолько плохо, что начинает выводить вас из терпения. Вам кажется, что он четко знает, какие у вас самые уязвимые в душе болевые точки, и нарочно на них нажимает, просто из вредности. —

Мое первое воспоминание – день рождения брата: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец вез бабушку, дедушку и меня в больницу в Хайленд парке в Иллинойсе. Мы ехали туда, чтобы увидеть новорожденного брата.

Я помню, как меня привели в палату, где лежала мама, и как я подошел, чтобы заглянуть в люльку. Но лучше всего я запомнил, какая программа шла тогда по телевизору. Это были последние две минуты мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Я даже помню, какая была серия.

В сентиментальные моменты жизни я чувствую, что запомнил рождение брата, потому что это было первое событие, заслуживающее, чтобы о нем помнили. Возможно, в этом есть доля правды: исследование в области ранней памяти демонстрируют, что воспоминания часто начинаются со значимых событий, и рождение брата – классический пример.

Но дело не только в важности момента: первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту около 3,5 лет. На момент рождения брата мне было как раз столько.

Когда я говорю о первом воспоминании, конечно же, я имею в виду первое осознанное воспоминание.

Кэрол Петерсон, профессор психологии Memorial University Newfoundland, доказала, что маленькие дети могут помнить события с 20-мясячного возраста, но эти воспоминания в большинстве случаев стираются к 4-7 годам.

«Мы привыкли думать, что причина, по которой у нас отсутствуют ранние воспоминания, в том, что у детей нет системы памяти, или они просто все очень быстро забывают, но это оказалось неправдой, – говорит Петерсон. – У детей хорошая память, но сохранятся ли воспоминания, зависит от нескольких факторов».

Два наиболее значимых, как объясняет Петерсон, это подкрепление воспоминаний эмоциями и их связность. То есть наделены ли истории, которые всплывают в нашей памяти, смыслом. Конечно, мы можем помнить и не только события, но именно события чаще всего становятся основой для наших первых воспоминаний.

В самом деле, когда я спросил специалиста в области психологии развития Стивена Резника о причинах детской «амнезии», он не согласился с употребленным мной термином. По его мнению, это устаревший взгляд на вещи.

Резник, который работает в University of North Carolina-Chapel Hill, напомнил, что вскоре после рождения младенцы начинают запоминать лица и реагировать на знакомых людей. Это результат работы так называемой опознающей памяти. Способность понимать слова и учиться говорить зависит от оперативной памяти, которая формируется, примерно, к шести месяцам. Более сложные формы памяти развиваются к третьему году жизни: например, смысловая память, которая позволяет запоминать абстрактные понятия.

«Когда люди говорят, что младенцы ничего не помнят, они имеют в виду событийную память», – объясняет Резник. В то время как наша способность помнить события, произошедшие с нами, зависит от более сложной «ментальной инфраструктуры», чем другие виды памяти.

Здесь очень важен контекст. Чтобы запомнить событие, ребенку нужен целый набор понятий. Так, чтобы запомнить день рождение брата, я должен был знать, что такое «больница», «брат», «люлька» и даже «Паровозик Томас и его друзья».

Более того, чтобы это воспоминание не забылось, оно должно было сохраниться в моей памяти в том же языковом коде, который я использую сейчас, будучи взрослым человеком. То есть у меня могли быть и более ранние воспоминания, но сформированные зачаточными, доречевыми способами. Однако по мере овладения языком мозг развивался, и эти ранние воспоминания стали недоступны. И так с каждым из нас.

Что же мы теряем, когда стираются наши первые воспоминания? Я, например, потерял целую страну.

Моя семья эмигрировала в Америку из Англии в июне 1991 года, но у меня не сохранились никакие воспоминания о Честере – городе моего рождения. Я рос, узнавая об Англии из телепрограмм, а также кулинарных привычек, акцента и языка родителей. Я знал Англию как культуру, но не как место или родину…

Однажды чтобы удостовериться в подлинности моего первого воспоминания, я позвонил отцу расспросить о деталях. Я опасался, что выдумал приезд бабушки и дедушки, но оказалось, они действительно прилетали повидать новорожденного внука.

Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, но принимая во внимание, что это была зима, и темнело рано, я мог принять вечер за ночь. Он также подтвердил, что в палате были люлька и телевизор, но сомневался в одной важной детали – в том, что по телевизору шел «Паровозик Томас и его друзья»».

Правда, в данном случае можно сказать, что эта деталь закономерно врезалась в память трехлетнего ребенка и выпала из воспоминаний отца новорожденного. Было бы весьма странно добавить такой факт спустя годы. Ложные воспоминания действительно существуют, но их конструирование начинается гораздо позже в жизни.

В исследованиях, которые провела Петерсон, маленьким детям рассказывали о якобы произошедших в их жизни событиях, но почти все отделили реальность от выдумки. Причина, по которой дети более старшего возраста и взрослые начинают латать дыры в своих воспоминаниях выдуманными деталями, как объясняет Петерсон, заключается в том, что память конструируется нашим мозгом, а не просто представляет череду воспоминаний. Память помогает нам познавать мир, но для этого нужны цельные, а не обрывочные воспоминания.

У меня есть воспоминание о событии, которое хронологически предшествует рождению брата. Я туманно вижу себя сидящим между родителями в самолете, летящим в Америку. Но это не воспоминание от первого лица, в отличие от моего воспоминания о посещении больницы.

Скорее, это «ментальный снимок» со стороны, сделанный, а лучше сказать сконструированный, моим мозгом. Но интересно, что мой мозг упустил важную деталь: в моем воспоминании мама не беременна, хотя на тот момент живот уже должен был быть заметен.

Примечательно, что не только истории, которые конструирует наш мозг, меняют наши воспоминания, но и наоборот. В 2012 году я полетел в Англию, чтобы увидеть город, в котором родился. Проведя в Честере меньше дня, я чувствовал, что город был удивительно знаком мне. Это ощущение было неуловимым, но безошибочным. Я был дома!

Было ли так потому, что Честер в моем взрослом сознании занимал важное место как город рождения, или же эти чувства были спровоцированы реальными доречевыми воспоминаниями?

По мнению Резника, вероятно последнее, так как опознающая память наиболее устойчива. В моем случае, «воспоминания» о городе рождения, которые я сформировал в младенческом возрасте, вполне могли сохраняться все эти годы, пусть и смутными.

Когда люди в Честере спрашивали меня, что делает одинокий американец в маленьком английском городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда родом».

Впервые в жизни я почувствовал, что ничего внутри не сопротивлялось этим словам. Теперь я уже не помню, шутил ли вслед: «А что, по моему акценту не заметно?» Но со временем, я думаю, эта деталь может стать частью моего воспоминания. Ведь так история выглядит интереснее.