Развитие с пеленок. Физическое развитие с пеленок. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Раннее развитие сейчас находится на пике своей популярности. Только очень ленивый родитель ничего не слышал об этом. Но наряду с ярыми сторонниками методик раннего обучения также появились и противники такого подхода. Сегодня мы хотим прояснить многие моменты раннего развития детей, а также поделится с вами своим опытом.

Ранним развитием считается проведение занятий у детей от 0 до 3 лет . Именно в таком возрасте кроха максимально восприимчив к новой информации, и в виде игры малыш легко обучается.

Японский детский психолог Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» (1971г) приводит факт, что к трем годам клетки головного мозга уже практически сформированы, и обучение после этого срока уже будет не столь эффективным, как в первые годы жизни ребенка. Автор также считает, что маленькие дети обладают ошеломительной способностью научиться чему угодно! То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, дети играючи схватывают мгновенно.

Масару Ибука выступает за комплексный подход к раннему развитию, он считает, что развивать нужно как логическое мышление и интеллект, так и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому к обычным занятиям обязательно должны быть добавлены музыка и творчество.

Раннее развитие малышей не должно сводиться к насильственному «вскармливанию грудных детей фактами и цифрами» , крохе нужно проводить «занятия» в игровой форме в то время, когда ему действительно интересно воспринимать информацию. Также главным аспектом методики автора является своевременное введение нового опыта. А своевременность обучения видна, прежде всего, тому человеку, который ухаживает за ребенком каждый день, то есть его маме!

Уважаемые мамы, найдите время, чтобы ознакомится с данной книгой, ее легко можно найти в недрах интернета!!!

Когда и с чего же начать раннее развитие крохи?


Развитие малыша не стоит откладывать на потом , начинайте сразу с рождения! Первые 2-3 месяца у младенца идет период адаптации, в это время он привыкает к особенностям новой жизни. Весь его мир – это мама, и ее голос, прикосновения, настроение чрезвычайно важны для малыша. Но, несмотря на адаптационный период, ребенок открыт для всего нового и вы можете смело приступать к раннему развитию.

Сразу оспорим известный миф о том, что ребенка можно легко перегрузить информацией при раннем развитии. Природа все продумала до мелочей, и у малышей (а также детей постарше) есть уникальный защитный механизм. Если кроха не настроен воспринимать информацию, он просто не будет этого делать!!! Малыш не будет смотреть на вас, будет капризничать и всячески показывать свое недовольство. Вряд ли вы будете насильно заниматься с ребенком, когда он явно не в настроении.

Стоит сразу отметить, что интеллектуальное развитие крохи напрямую связано с его физическим развитием . Известный американский нейрофизиолог Гленн Доман, чье имя напрямую связано с ранним развитием, со своими коллегами еще в 40-х годах XX века доказал, что «движение и физическое развитие ребенка – основной ключ к развитию его интеллекта». Потому малыш с самого рождения должен быть физически активен: гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне, занятия на фитболе – все это будет крайне полезным для развития ребенка.

Не стоит забывать про и воздействия на ладошки и стопы крохи. Именно там сосредоточено огромное количество нервных рецепторов, и их раздражение будет вызывать активное развитие головного мозга. Когда малыш еще совсем кроха просто разминайте пальчики во время или . По мере взросления карапуза добавляйте пальчиковые игры со стишками и потешками.

Чтение книжек не стоит откладывать до года или позднее. Начинайте как можно раньше. Для начала выбирайте простые книжки с одной картинкой на странице. Вначале просто называйте предметы на каждой странице, постепенно по мере роста крохи добавляйте информацию о предмете и его свойствах. Ваша эмоциональность и позитивный настрой позволят малышу развиваться весело и увлекательно. Не забывайте о том, что обучение в столь нежном возрасте должно приносить радость! Не настаивайте, если видите, что малыш не в настроении.

Готовые программы раннего развития

Многие родители не знают, какие материалы нужно использовать для раннего развития. В интернете можно найти множество пособий и руководств на эту тему. Мы советуем вам обратить внимание на отечественную компанию «Умница», которая уже много лет позволяет успешно развивать малышей с рождения. Ее основатель Антон Маниченко является автором многих методик раннего развития, в которых учтено все лучшее, что существует в мировой практике.

Продуктами данной компании являются готовые программы развития для малышей с рождения, а также деток постарше. Вам остается только выбрать, какие навыки вы хотите развивать у вашего малыша. Готовые программы развития имеют интересные игровые занятия на каждый день, описания которых вы найдете в имеющихся методических материалах. Программа развития интеллекта включает в себя четыре комплекта:

  • «Чтение с пеленок» (для развития навыка чтения и речи)
  • «Математика с пеленок» (для развития логики и навыков счета)
  • «Говорим с пеленок» (развитие речи)
  • «Творчество с пеленок» (методика творческого развития через цветовосприятие)

Более 100 000 родителей по всему миру успешно занимаются по комплектам «Умницы». В результате занятий у ребенка формируется интеллектуальный фундамент, который пригодится ему в жизни. У детей, занимающихся по умнице более высокий уровень интеллекта и эрудиции, удивительная память, нестандартное мышление огромный интерес ко всему новому. Таким детям легко и интересно учится в дальнейшем в школе, они открыты для всего нового и очень любознательны. Огромным плюсом комплектов «Умницы» является тот факт, что они не теряют свою актуальность по мере взросления крохи, и растут вместе с ним. Вы можете возобновить занятия в любой момент, и подросший малыш уже будет воспринимать информацию по-другому, и в большем объеме.

Также педагогами «Умницы» совместно с учеными Кембриджа была разработана система изучения английского языка специально для малышей. Комплект «Skylark English. All About Me » создан именно для младенцев, но его можно использовать и у деток постарше. Занятия по данной методике позволят ребенку понимать фразы и слова, а также использовать их при общении на английском языке.

Особенно хочется отметить уникальные комплекты из серии «Мир на ладошке ». Это целая малышковая энциклопедия в картинках. Здесь используется методика Домана, усовершенствованная А. Маниченко. Малышам предлагаются небольшие наборы из карточек с фотографиями на самые разные темы. Каждая карточка на обратной стороне имеет описание с интересными фактами, загадками и играми. Таким образом, ребенку вначале просто показываются карточки, а по мере продвижения занятий постепенно вводится новая информация о предмете, а также различные игры. Карточки можно начинать показывать с рождения, при этом продолжительность занятия получается всего 1-2 минуты. Постепенно по мере взросления младенца продолжительность занятий увеличивается, они превращаются в увлекательную игру с творческими заданиями, загадками.

Развивать малыша никогда не рано! Начинайте сейчас вместе с нами и «Умницей»!

Посмотрите видео о занятиях по комплектам»Умницы»:

Ритм нашей жизни неуклонно убыстряется, и надо спешить - так считают многие современные мамы. И для того, чтобы их кроха успел чего-то добиться в жизни, начинают его обучение чуть ли не с пеленок. Самое смешное, что раннее развитие - примета не только нашего времени. Еще в конце XIX века педагоги заметили, что чем младше ребенок, тем быстрее он овладевает знаниями. Поэтому многие методики раннего развития зародились еще на заре прошлого века и до сих пор успешно используются специалистами. Чтобы родителям было легче выбрать из них ту развивающую программу, которую они считают наиболее подходящей для своих детей, расскажем о самых распространенных.

Монтессори-педагогика
Доктора медицины Марию Монтессори считали чуть ли не пророком и называли главным реформатором педагогики ХХ века. Ее методика родилась из многолетнего наблюдения за детьми разного возраста, за тем, какие у них возникают потребности и как именно они осуществляют свои желания. Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Согласно этой методике, вокруг ребенка создается особая среда, в которой он действует самостоятельно. Маленький человечек упражняет тело, ум и душу, приобретает личностный жизненный опыт, учится сопоставлять и упорядочивать различные явления и предметы. Роль учителя при этом сводится к наблюдению и помощи только в те моменты, когда этого потребует сам ребенок. Девизом Монтессори-педагогики считаются слова: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори разработала серии игр, в которых малыш может сам контролировать собственные действия, замечать и исправлять свои ошибки. Это развивает в нем уверенность в собственных силах. Во время занятий в группе кроха может выбирать не только вид деятельности, но и решать, взаимодействовать ли с другими детьми либо играть одному.

Программа Домана
У американского врача, основателя филадельфийского Института ускоренного развития ребенка Глена Домана есть масса последователей, но и немалое число противников. Тем не менее созданная им методика может дать неплохие результаты, особенно если тем, кто проводит занятия, удается должным образом адаптировать ее к жизненным условиям и сочетать с другими педагогическими системами.
Доман утверждает, что главнейшим способом познания мира является зрительное восприятие. Согласно его учению, детям буквально с первых дней жизни нужно периодически показывать серии карточек по разным отраслям знаний. Изображения - как слова или нанесенные точки, так и изображения растений, животных, великих людей, исторических событий. Такой опережающий подход к обучению стимулирует более быстрое развитие всех отделов мозга, и чем раньше начать его применять, тем более выдающихся результатов удастся добиться. Но есть и минусы: методика трудоемка, ее тяжело выполнить в полном объеме. Если следовать абсолютно всем рекомендациям доктора, то у детей не останется времени ни на подвижные занятия, ни на игры (кстати, Доман - противник любых игрушек). Главное отличие от Монтессори-педагогики - ребенок не является активным участником и главным действующим лицом процесса обучения, он его объект, который пассивно поглощает информацию, не участвуя в познании мира никаким иным способом. Поэтому к делу нужно подходить творчески и обязательно «разбавлять» карточную систему развивающими играми и физическими занятиями.

Вальдорфское образование
Альтернативная педагогическая система была основана соратником Елены Блаватской, антропософом Рудольфом Штайнером еще в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование - одна из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Главный принцип - «неопережение» развития ребенка и предоставление ему всех возможностей для развития в его собственном темпе, что предполагает индивидуальный подход к каждому крохе. Предпочтение отдается натуральным материалам и игрушкам и пособиям, которые кажутся незавершенными, а потому, считается, стимулирует фантазию детей. Учебный материал подается блоками и тремя способами: духовным (активное мышление), душевным (музыка и эвритмический танец) и креативно-практическим (лепка, рисование, шитье и так далее). Таким образом можно изучать все, от истории и этики до математики и чтения. Впрочем, серьезные предметы включают в образовательный процесс только после начала периода полового созревания (то есть около 12 лет) - до этого времени, считается, нужно апеллировать не к интеллекту малыша и абстрактному мышлению, а к чувствам. И это основной минус методики: науку, требующую логики, техники, анализа и эксперимента, вальдорфцы недолюбливают и считают негодной.

Методика Никитиных
Наиболее полная и эффективная система развивающих игр была разработана в России педагогами-новаторами, многодетными родителями Борисом и Леной Никитиными. Направлена эта методика на развитие физических и творческих способностей детей. Никитины обнаружили и описали такое явление, как «НУВЕРС» - «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей», — и создали целый комплекс развивающих игр, которые можно использовать с самого раннего возраста и которые позволяют малышу развивать способности, заложенные в нем природой. Все предложенные Никитиными игры являются вполне пластичным «материалом», который можно дополнять, расширять и всячески усовершенствовать сообразно потребностям ребенка.
Основное правило одно - обязательное участие в занятиях родителей, поскольку только путем наблюдения за старшими младшие постепенно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками в подходящем для их возраста объеме. Однако у этой системы также есть недостатки, и весьма существенные, поскольку в ней совершенно не уделяется внимание обучению чтению, счету, письму и другим необходимым предметам.

Система Зайцева
Система петербургского педагога Николая Зайцева основана на естественной потребности каждого ребенка в игре. Зайцев разработал многочисленные пособия для малышей, наиболее известными из которых являются знаменитые «кубики Зайцева». На разные по размеру, цвету, издаваемому звучанию кубики нанесены все слоги русского языка. Это позволяет ребенку 3,5-4 лет научиться читать буквально с первых же занятий, а детишкам чуть старше года - одновременно начать говорить и читать. Если немного изменить авторский подход к обучению и сделать его в еще большей степени игровым, малыши научатся читать действительно играючи. «Математика Зайцева» не подходит для совсем маленьких детей из-за необходимости использования таблиц, однако по ней можно заниматься уже с 3-4 лет. Кстати, многие из принципов такой математики прекрасно «работают» при занятиях с различными играми и игрушками.

Как нельзя объять необъятное, так невозможно в одной методике учесть все нюансы обучения. Задача родителей - не замыкаясь на чем-то одном, узнать как можно больше о разных системах раннего развития и выбрать из них те, которые больше подходят для темперамента, склада характера, скорости обучения именно их ребенка. Только такой комплексный подход даст по-настоящему удивительные результаты.

Первый месяц – очень сложный период в жизни малыша и его родителей. Главная задача на данном этапе – адаптироваться: у ребенка к миру, у родителей к новому статусу, режиму и наличию в их жизни нового человечка.

В этот период, как правило, молодая мама не всегда в состоянии найти в себе силы на поиски информации по развитию малыша. Информации о физиологии таких малышек в поле достаточно, но о развитии таких крошек говорят мало. Поэтому, я надеюсь, что собранные здесь упражнения будут полезны молодым родителям и освободят им драгоценное время для общения со своим крохой. К счастью, никаких особых методик или приспособлений для занятий с таким малышом не требуется.

Младенец готов учиться с самого момента рождения. Природой в этом маленьком беспомощном существе заложено удивительное стремление к познанию. Родителям остается лишь стимулировать ребенка и радоваться его успехам.

Малыш и сам по себе проделывает огромную работу. И чтобы помочь ему как физическом, так и психическом развитии, достаточно, занимаясь повседневными делами, ухаживая за крохой, проводить первые «уроки».

Важно помнить, что все занятия с малышом должны быть непродолжительными, проводиться только тогда, когда малыш здоров, сыт и бодр, и очень важно, мама была в хорошем настроении. Если хоть одно их этих условий не соблюдается – занятия лучше отложить.

Развитие зрения

Зрение малыша от рождения до месяца устроено таким образом, что четко малыш видит предметы, расположенные на расстоянии не более 30 см от его личика. И сосредоточить взгляд на таком объекте новорожденный способен лишь на несколько секунд. Но ребёнок настолько быстро развивается, что любые действия взрослых стимулируют его зрительную систему.

  • Самый интересный объект для изучения крохи – человеческое лицо. В первую очередь, конечно, лицо матери. Во время кормления и переодевания малыша разговаривайте с ним, смотрите крохе в глаза. Для ребенка необычайно интересно смотреть, как мама строит «рожицы», улыбается, хмурится, разговаривает. Главное, помнить, что расстояние, на котором крохе видно мамино лицо – 20-30 см.
  • Игра «подражалки» очень понравится вашему крохе, и вам доставит несколько приятных мгновений. Малыш уже умеет хмурить бровки, морщить лобик, сосредоточенно прислушиваться, непроизвольно улыбаться. Копируя мимику крошки, вы будете вызывать у него новые эмоции. Такое «живое зеркало» способно очень увлечь вашего кроху.
  • Детское зрение таково, что его внимание привлекают прежде всего не яркие игрушки (хотя новорожденный различает цвет и распознает интенсивность цвета), как считают большинство родителей, а контрастные черно-белые предметы. Клетка, полоска, черно-белые изображения способны привлечь младенца гораздо сильнее. Сейчас в магазинах появились в продаже мобили с черно-белыми подвесками – игрушками, которые постепенно заменяют цветные игрушки по мере роста карапуза. Но можно и самостоятельно изготовить развивающие игрушки, которые будут способствовать тренировке зрения малыша. Одной из таких развивающих принадлежностей может стать нарисованное на картоне человеческое лицо с улыбкой. Лицо должно быть достаточно крупным: 10-15 см. в диаметре. Его можно повесить в поле зрения малыша. Несколько минут эта игрушка способна увлечь кроху. Некоторые родители используют для этих целей специально изготовленные крупные черно-белые фото мамы и папы. Сшитые мамой кубики из ткани, деревянные кубики, фигурки из картона, разрисованные простыми черно-белыми изображениями – отличные пособия для развития зрения крошки. Если вы используете бутылочку, то можно сшить или изготовить из бумаги «обертку» для бутылочки вертикальными или горизонтальными полосами. Так же очень большой интерес для малыша может представлять мамина кофточка с черно-белыми полосками или рисунком. Просто спасение для нерукодельных мам:).
  • Яркие игрушки тоже можно и нужно использовать, но следует помнить, что предметов не должно быть слишком много (максимум 2-3) и новые игрушки должны появляться не слишком часто (меняйте игрушки раз в 3 дня). Демонстрация всего разнообразия приобретенных заранее погремушек, мишек и куколок сразу лишь утомит кроху.
  • Для того, чтобы развивать у крошки навык слежения, идеально подойдет небольшой яркий предмет (игрушка, мячик, кусочек такни…). Медленно пронося предмет перед личиком малыша вправо и влево, вы помогаете малышу освоить навык слежения. Чуть позже можно начинать передвигать перемет по направлению от подбородка крохи ко лбу и по кругу.
  • Еще одно упражнение, которое доставит радость и принесет пользу и маме, и малышу (и папе, и малышу) – совместное разглядывание себя в зеркале, ведь так приятно лицезреть себя с крохой на руках. Ближе к месячному возрасту ребенок в вертикальном положении на расстоянии 30 сантиметров от зеркала способен разглядеть в нем изображение, которое его, безусловно, заинтересует. Конечно, не стоит ожидать, что кроха узнает вас, а тем более себя в отражении, это и не цель. Ребенок получит массу новых впечатлений, особенно если в процессе любования вы будете ему рассказывать о том, что он обладатель самых чудных в мире носика, ротика, глазок и т.д., и вообще просто красавец. Признания в любви тоже будут восприняты благосклонно:).

Развитие слуха.

Ребенок слышит и учится говорить с рождения. Уже в первые сутки младенец выделяет человеческую речь среди всех остальных звуков и реагирует на нее.

Разговаривайте с малышом в то время, когда вы кормите его, купаете, одеваете. Это лучший способ развить его слух и стимулировать развитие в целом, а так же способ установить с ним эмоциональный контакт. Малыш с удовольствием будет слушать стишки, прибаутки, песенки. Меняя тональность голоса и высоту речи, вы дадите своему крохе новые впечатления. Очень хорошо, если с малышом будут разговаривать все члены семьи, уделяя этому общению хотя бы несколько минут в день.

  • Ученые доказали, что маленькие дети положительно реагируют на «сюсюканье», поэтому взрослые часто непроизвольно переходят на такое общение. Но не стоит все время «сюсюкать» с крохой.
  • Так же хорошо стимулируют развитие малыша игры с погремушкой, негромким мелодичным колокольчиком. Продемонстрируйте ребенку игрушку, дайте послушать, как она звучит. Затем можно перемещать источник звука справа, слева над головой малыша.
  • Называйте малыша ласковыми прозвищами, но не забывайте почаще использовать имя крохи, занимаясь с ним.
  • Можно и нужно использовать приятную негромкую музыку. Сейчас магазины предлагают большой выбор классических мелодий и колыбельных песенок для детей. Но очень важно помнить, что даже очень качественная аппаратура и самые дорогие диски не заменят малышу маминого пения. Специалисты утверждают, что пение способствует развитию музыкального слуха крохи. Даже если вы сами весьма критично относитесь к собственным музыкальным способностям, ваш малыш станет вашим преданным поклонником и почитателем таланта.
  • Иногда возникает необходимость успокоить кроху. Новорожденные малыши часто засыпают под ритмичные звуки, которые напоминают им биение сердца матери в период внутриутробной жизни. Многие из них очень любят послушать тиканье часов и даже звуки, издаваемые посудомоечной машиной во время работы. Производители товаров для малышей даже предлагают игрушку, которая издает звук, сходный с шумом околоплодных вод, утверждая, что она успокаивает кроху.

Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)

Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша. Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности.

  • Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
  • Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
  • Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
  • Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
  • Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
  • Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.

Координация движений (перемещения в пространстве)

Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.

  • Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
  • Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
  • Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.

К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!

Комплексная программа предназначена для всестороннего развития малыша с пеленок. Играя с удовольствием, ребенок разовьет свои способности: чтение и речь, математику и логику, получит творческий импульс. Вместе эти четыре комплекта образуют эффективный комплекс для занятий - вы сможете использовать их одновременно, добиваясь выдающихся результатов. Также все можно купить и по отдельности.

Описание "Развитие с пелёнок"

Комплект из четырех чемоданов состоит из следующих наборов. Говорим с пелёнок Набор для развития речи учит правильно произносить звуки, развивает словарный запас, стимулирует самостоятельную речь и предупреждает логопедические проблемы. Творчество с пелёнок Набор для развития творческого мышления объединяет изобразительное искусство, поэзию, конструирование, музыку. Умница Набор для развития интеллектуальных навыков помогает детям гибко мыслить, хорошо запоминать информацию, планировать свои действия, улучшает самоконтроль. Первые эмоции Набор для развития эмоционального интеллекта учит малышей понимать свои чувства и принимать чувства окружающих, справляться с негативными эмоциями и расти счастливыми.

Результаты занятий по программе развития с пелёнок

Ребёнок
  • Раньше сверстников начинает говорить, стремится общаться.
  • У него богатый словарный запас, его речь чиста, разнообразна и правильна.
  • Понимает свои эмоции и учится ими управлять, умеет сочувствовать другим людям, поддерживать их, знает, как поступать в эмоционально сложных ситуациях.
  • Образно мыслит и любит заниматься творчеством, у него развит музыкальный слух, художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Учится быть самостоятельным и гибким, запоминать информацию, контролировать свои импульсы и быть более терпеливым, фокусироваться на задании и быть упорным, думать наперёд, принимать решения и добиваться своих целей.
Родители
  • Легко вписывают занятия в обычный ритм жизни, получив готовые наборы для развития ребёнка с простыми, понятными и чёткими методическими рекомендациями.
  • Научатся принимать чувства ребёнка и, вместе с тем, устанавливать границы его поведения.
  • Смогут распознавать возможности для развития интеллектуальных и творческих навыков ребёнка в повседневной жизни.
  • Узнают, как правильно и бережно развивать интеллект ребёнка в игре.
  • Создадут доверительные отношения с малышом, укрепят здоровую и тёплую атмосферу в семье.
Более подробное описание к каждому входящему в набор по развитию с пеленок товарам вы можете почитать в подробном описании к ним.

Приобретая этот набор по акции, вы тратите существенно меньше денег по сравнению с покупкой по отдельности входящих в комплект товаров.

Данное предложение не распространяется на оптовых покупателей.

Предложение действительно только при отгрузке с центрального склада в Москве.

Покупайте дешевле!

Хотите платить меньше? Ваша экономия 1632.00 руб., что составляет 10.0% .

Вы можете купить "Развитие с пелёнок" с доставкой.

Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.